Проекты
ИСТОРИКИ-1997 --- Проекты --- Cоветский Иркутск --- Атлас Иркутской области --- Атлас (тексты)

Атлас Иркутской области

(1962 г.)

 

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Положение, территория, границы
Иркутская область РСФСР является составной частью крупного экономико-географического района страны - Восточной Сибири. Она расположена между 51°8' и 64°9' с. ш. и 95°37' и 119°10' в. д., почти в центре Азиатского материка. Территория области значительно удалена от всех морей и океанов. Приблизительные расстояния по воздушной линии от Иркутска до Балтийского моря 4,5 тыс. км, до Ледовитого океана 3 тыс. км, до Японского моря 2,5 тыс. км, до Индийского океана 3,5 тыс. км.
Область расположена примерно на середине железнодорожного пути от Москвы до Владивостока, значительно удалена от основных промышленных центров страны и от дешевых морских путей.
Территория области входит в 7-й часовой пояс; разница во времени с Москвой составляет 5 часов, с Чукотским полуостровом - 5 часов.
Занимая центральное место в южной половине Восточной Сибири, Иркутская область граничит с Красноярским краем, Якутской АССР, Читинской областью, Бурятской АССР и Тувинской АССР.
Удобное географическое положение области на путях в Монголию и Китай, в бассейн Амура и к берегам Тихого океана, а также через бассейн Лены в Якутию и на северо-восток Сибири, сыгравшее в прошлом положительную роль в росте Иркутска, как крупного экономического, политического и культурного центра Сибири, имеет и теперь важное значение для развития производительных сил области. Через область проходят важные железнодорожные, водные и воздушные пути, обеспечивающие связи Восточной Сибири и Дальнего Востока с другими экономическими районами СССР и странами народной демократии Азии - Китаем, Монголией, Кореей и Вьетнамом.
Большая часть территории области расположена на юго-востоке Средне-Сибирского плоскогорья и включает окаймляющие его горы Восточного Саяна, Приморский и Байкальский хребты, Северо-Байкальское и Патомское нагорья. Более 2/3 территории области находится на высоте более 500 м над уровнем моря, 1/3 - на высоте 200-500м, а на долю низменностей приходится 1 % общей площади.
В пределы области входит часть акватории оз. Байкал с островом Ольхон. Речная сеть относится к бассейнам Енисея и Лены. Территория области расположена в зоне тайги, леса покрывают 67% ее площади.
Иркутская область занимает площадь в 767,9 тыс. км3 и по размерам территории стоит на шестом месте в РСФСР, превосходя по площади некоторые крупные европейские государства.


 


 

Изменения административного деления территории области

Современная территория Иркутской области почти совпадает с территорией дореволюционной Иркутской губернии. Изменения произошли за счет исключения из ее состава Тункинского и Окинского аймаков Бурятской АССР, а также небольшой территории на севере, отошедшей к Якутской АССР. Площадь Иркутской губернии составляла 786,3 тыс. км2, она почти равна современной площади Иркутской области.
После Октябрьской революции Иркутская губерния претерпела ряд изменений в своих границах и административно-территориальном делении. В 1926 г. губерния была упразднена и на ее месте образовано 3 округа: Иркутский, Тулуновский и Киренский, входивших в состав Сибирского края. Районы, населенные бурятами, с 1923 г. были включены в Бурят-Монгольскую АССР, а в 1937 г. создан Усть-Ордынский Бурят-Монгольский нац. округ. В 1930 г. был образован Восточно-Сибирский край с центром в г. Иркутске, из состава которого в 1936 г. были выделены Бурят-Монгольская АССР и Восточно-Сибирская область, объединявшая современные Иркутскую и Читинскую области.
Иркутская область в ее современных границах образована 26 сентября 1937 г. В состав области входит Усть-Ордынский Бурятский национальный округ. Позднее были произведены некоторые изменения границ с Якутской АССР.
По состоянию на 1 января 1962 г. область делится на 30 административных районов, из которых 6 входят в состав Усть-Ордынского Бурятского национального округа.


 

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Основные черты экономического развития
Вскоре после присоединения к Российскому государству бассейна реки Ангары, Ленского края и Прибайкалья, образованное здесь Иркутское воеводство, а затем более обширные Иркутский уезд и Иркутская провинция стали играть важную роль в экономической и политической жизни Восточной Сибири. Из Иркутска осуществлялось управление всей огромной территорией от Енисея до Тихого океана, отсюда снаряжались экспедиции на Аляску и Амур, велись торговые сношения с Монголией и Китаем.
Уже в конце XVII столетия на территории области стала зарождаться промышленность - добыча слюды, черная металлургия, стекольное, фарфоро-фаянсовое и кожевенное производства, суконная мануфактура, солеварение и винокурение. Большой толчок экономическому развитию области дало открытие богатых золотых россыпей в системе рек Витима, Олёкмы и верховьях реки Бирюсы и создание на их базе крупной золотодобывающей промышленности.
Большое влияние на развитие хозяйства и рост населения области оказало сооружение Сибирской железнодорожной магистрали, подведенной к Иркутску в 1898 г. Она вызвала к жизни каменноугольную промышленность в Черемховском районе, развитие лесопиления, ремонтно-механического дела, способствовала притоку в область переселенцев и росту сельскохозяйственного производства.
Все же до Октябрьской социалистической революции экономика области была слабо развита, большая часть ее богатых природных ресурсов оставалась неизученной и неосвоенной. Почти все товары, металлы, промышленное оборудование завозились в область из европейской части страны. Даже сельское хозяйство не удовлетворяло потребностей населения области. Только золото и пушнина, а также небольшое количество леса и каменного угля вывозились из области в другие районы страны.
После установления советской власти Иркутская область из колониальной окраины и места ссылки, какой она была до революции, превратилась в область быстро растущей промышленности и социалистического сельского хозяйства.
По современному уровню развития производительных сил и особенно по перспективам экономического развития, опирающегося на использование богатейших энергетических и сырьевых ресурсов, выявленных на ее территории, Иркутская область занимает видное место среди восточных районов РСФСР. Наряду с Красноярским краем, Кемеровской и Новосибирской областями Иркутская область стоит в первом ряду индустриальных областей Сибири, выполняя в общесоюзном разделении труда роль главного поставщика слюды и одного из основных поставщиков золота, леса, каменного угля, пушнины, некоторых видов машинного оборудования и продуктов химической промышленности.
Природные богатства области имеют выдающееся значение как по своим запасам, так и по качественным показателям. Важно и то, что технико-экономические условия их использования позволяют получать исключительно дешевую электроэнергию на гидроэлектростанциях ангарского каскада, добывать с минимальными затратами черемховский уголь и ангаро-илимскую железную руду, а также золото, слюду, тальк, гипс, соль, каолин, чистые известняки, кварцевый песок и другие виды минерального сырья. На базе этих ресурсов в Иркутской области формируется мощный центр энергетики и энергоемких производств, создаются крупные промышленные узлы союзного значения: Иркутско-Черемховский и Братско-Тайшетский. На севере, в бассейне р.Витима, развивается район горнодобывающей промышленности (слюда, золото).
Планомерное изучение природных ресурсов началось сразу после установления в Иркутской области советской власти. Уже в 1920 г. в плане ГОЭЛРО были отмечены большие перспективы, связанные с освоением энергетических и сырьевых ресурсов бассейна Ангары. "Не подлежит сомнению, что в будущем Ангара и весь Приангарский район займут соответствующее место в Сибири" (План ГОЭЛРО, 1955, стр. 613).
Всесторонние исследования, проведенные многими центральными и местными научными учреждениями, внесли серьезные изменения в прежние представления о природных условиях и ресурсах области, дали научное обоснование планов ее экономического развития. Эти планы были обсуждены на конференциях по изучению и развитию производительных сил области в 1947 и 1958 гг.
Валовая продукция крупной промышленности в 1959 г. выросла по сравнению с 1913 г. в 75 раз. Наряду с растущей угольной, лесной, золотодобывающей промышленностью появились и стали быстро развиваться энергетика, машиностроение, химическая, слюдяная, цементная и другие новые отрасли. Строятся новые крупные предприятия алюминиевой, химической, нефтеперерабатывающей, лесопильно-деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, производства строительных материалов. По семилетнему плану предусмотрено увеличение промышленного производства в 3 раза.
Иркутская область - район крупнейших новостроек семилетки. Здесь сооружается одна из величайших в мире гидроэлектростанций - Братская ГЭС, мощностью 4,5 млн. квт, и ведется подготовка к строительству такой же мощной Усть-Илимской ГЭС; строятся Братский и Новочунский лесопромышленные комплексы, Ангаро-Усольский комплекс предприятий химической промышленности и ряд других.
В строительство новых и реконструкцию действующих промышленных предприятий, в развитие транспорта, сельского хозяйства, в жилищное и культурно-бытовое строительство, на геологоразведочные работы в области за семилетие будет вложено около 5 млрд. рублей.
Постройка новых железных дорог Иркутск-Слюдянка, Тайшет-Лена, Абакан-Тайшет, электрификация всего главного хода Сибирской железнодорожной магистрали от Иркутска до Москвы, сооружение нефтепровода Туймазы-Иркутск, реконструкция ангарского водного пути в связи со строительством гидроузлов вносят коренные изменения в транспортные условия области, обеспечивают возможность освоения природных богатств в новых районах, усиливают межрайонные связи Иркутской области, создают новые направления вывоза ее продукции.
Одновременно с промышленностью быстро развивается и сельское хозяйство. Посевные площади в 1959 г. по сравнению с 1913 г. выросли в 3 раза. Иркутская область, раньше ввозившая значительное количество хлеба, в последнее время, несмотря на большой рост населения, полностью обеспечивает внутренние потребности и дает некоторое количество хлеба для вывоза в другие районы. Область занимает первое место в Восточной Сибири по продуктивности молочного скота. За последние годы большое внимание уделяется посевам кукурузы на силос, сахарной свеклы, картофеля и овощей. В связи с подъемом целинных и залежных земель, переносом сельскохозяйственных предприятий из зоны затопления Братской ГЭС в новые районы происходят большие изменения в географии сельского хозяйства.
Значительные изменения в развитии и размещении производительных сил области находят яркое отражение в географии населения. Численность населения в области по сравнению с 1913 г. увеличилась в 3 раза и достигла 2 млн. человек. Особенно выросло за эти годы городское население, увеличившееся в 17 раз и составляющее теперь 62% всего населения области. В области имеется 15 городов и 45 поселков городского типа. Выросло в количественном и культурном отношении население Усть-Ордынского Бурятского национального округа, увеличилась численность тофаларов и другого коренного населения.
За годы социалистического строительства достигнуты большие успехи в развитии народного образования, культуры и науки. Число учащихся в школах области увеличилось в 5 раз, создана широкая сеть средних специальных учебных заведений. В 1918 г. в Иркутске открылся первый в Восточной Сибири университет, а теперь насчитывается 8 высших учебных заведений. В области имеется свыше 20 научно-исследовательских учреждений. В 1949 г. открыт Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР, а в настоящее время действует 9 институтов Сибирского отделения Академии наук СССР.
Крупных успехов достигла Иркутская область в деле народного здравоохранения. Создана сеть лечебно-профилактических учреждений. Население области, разбросанное на ее огромных пространствах, обслуживается, кроме стационарных учреждений, отрядами санитарной авиации, обеспечивающей во всех необходимых случаях быструю медицинскую помощь. В области работает ряд санаториев и домов отдыха. Окраинные, в прошлом наиболее отсталые районы теперь обеспечены медицинской помощью в неменьшей степени, чем главные промышленные районы области.
Рост благосостояния населения и народного образования сопровождается широким культурным строительством. В области развита густая сеть культурно-просветительных учреждений - театров, домов культуры и клубов, кинотеатров и киноустановок, библиотек и музеев. С каждым годом эта сеть расширяется и совершенствуется. Наряду с профессиональными, в области возник ряд народных театров, поднимающих народную самодеятельность на новый, более высокий уровень.
Быстрое экономическое и культурное развитие Иркутской области является воплощением ленинской политики размещения производительных сил, последовательного осуществления линии Коммунистической партии и Советского правительства на индустриализацию Восточных районов СССР.

В. А. Кротов


ТРАНСПОРТ

Удаленность области от главных экономических центров страны, необходимость преодоления больших расстояний обусловили развитие транспорта. Значение транспорта определяется большим ростом грузооборота, как зарождающегося в пределах области {уголь, лес и др.), так и транзитного, проходящего по главным путям, ведущим на Дальний Восток, в северо-восточные районы СССР и в страны народной демократии Азии.
Слабое развитие транспорта длительное время задерживало освоение природных богатств области. За последние годы проведены большие работы по созданию новых путей сообщения.
Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования увеличилась с 962 км в 1941 г. до 1721 км к началу 1960 г. Построены новые железные дороги: Тайшет-Лена длиной 721 км, связывающая транссибирскую магистраль с судоходной частью р. Лены, и Иркутск-Слюдянка длиной 121 км, заменившая затопленный водохранилищем Иркутской ГЭС участок Иркутск-Байкал.
Строящаяся железная дорога Тайшет-Абакан даст второй выход в районы Кузбасса лесу, железной руде и другим грузам из Иркутской области. Взамен затопляемого участка железной дороги в районе водохранилища Братской ГЭС сооружен новый обходный участок Моргудон-Видим с переходом через Ангару по плотине ГЭС.
Осуществлена электрификация всего главного хода Восточно-Сибирской дороги от Слюдянки до границы с Красноярским краем, что значительно увеличит существующую пропускную способность Сибирской железнодорожной магистрали, имеющей грузонапряженность на всем протяжении от Иркутска до Москвы в 3 раза большую, чем в среднем по СССР.
Для улучшения транспортировки нефти и нефтепродуктов и разгрузки железнодорожной магистрали сооружается нефтепровод Туймазы-Иркутск.
Грузооборот железной дороги по сравнению с 1950 г. увеличился в 1958 г. по отдельным участкам в восточном направлении в 1,8-2,2 раза, а в западном направлении в 2,4-2,9 раза.
В составе грузооборота большое место занимают транзитные грузы, идущие преимущественно в восточном направлении, но доля грузов, формирующихся в пределах самой области, непрерывно возрастает.
В грузопотоке, идущем на восток, первое место занимает нефть и нефтепродукты (30-42%), затем черный металл и лом (8-10%) и хлеб (7-12%), прочие грузы составляют 22-32 %. Начиная от Черемхово, в грузопоток включается уголь (15-20%). В перевозках на запад на первом месте стоят лес (29-45%) и черемховский уголь (27-45%), затем минерально-строительные материалы (5-22%) и хлеб (2-5%). Прочие грузы составляют 21-43%.
По железной дороге Тайшет-Лена на восток идут преимущественно промышленные грузы, нефтепродукты, каменный уголь, хлеб. В западном направлении лесные грузы составляют 87%.
Общая длина рек Иркутской области, используемых для судоходства, составляет 4859 км. Больше всего водный транспорт развит на Ангаре, Лене и Байкале. Объем перевозок по Ангаре с 1950 по 1958 г. увеличился в 2,2 раза. В связи со строительством каскада электростанций изменяются условия плавания. Так, с 1956 г., после сооружения глухой плотины Иркутской ГЭС, прекратилось сквозное судоходство от Байкала до Иркутска и ниже и создался изолированный участок судоходства по Иркутскому водохранилищу.
После создания Братского водохранилища участок Ангары Братск-Макарьево приобретет озерные условия плавания; речные порты здесь будут перенесены на новые места и перестроены.
Весь грузооборот по Ангаре в 1958 г. составил 206 млн. т/км. Наиболее загружен участок от Ангарска до Усолья-Сибирского. В грузообороте вниз по течению преобладают минерально-строительные материалы (69%), лес (15%), нефтегрузы (10%); вверх - уголь (38%), минерально-строительные материалы (31%), лес (16%). Грузооборот вверх почти в 2 раза превышает грузооборот вниз по течению.
По Лене почти весь грузопоток направляется вниз от порта Осетрово (Усть-Кут). В Якутскую АССР идет 65% грузов и около 25% - для районов золотой и слюдяной промышленности, расположенных в бассейне р.Витима. Весь грузооборот в 1958 г. составил 431 млн. т/км, по Витиму вверх - 52 млн.т/км. Перевозки по остальным рекам незначительны.
Судоходство по Байкалу осуществляется главным образом в пределах Бурятской АССР. Свыше 90% всего объема перевозок приходится на буксировку леса в плотах-сигарах. Из портов озера главное значение имеет порт Байкал.
В Иркутской области из общей протяженности автомобильных дорог, составляющей почти 16 тыс. км, на долю дорог с твердым покрытием приходится 1,8 тыс. км. До строительства Ленской железной дороги основное значение имели Beрхнеленские тракты: от Иркутска до Качуга (Якутский тракт) и от Заярска до Усть-Кута (Ангаро-Ленский тракт), по которым перевозились основные грузы для промышленных районов бассейна Витима. В настоящее время роль этих трактов упала, зато выросли размеры автоперевозок по бывшему Московскому тракту, особенно на участке Иркутск-Черемхово, по автодороге Иркутск-Слюдянка (Култукский тракт) и ряду дорог областного значения. Строятся новые автодороги: Тулун-Братск, Ользоны-Еланцы и др.
Через Иркутск проходят воздушные пути союзного и международного значения: из Москвы на Хабаровск и Владивосток, на Пекин, Улан-Батор и Пхеньян. Все северные районы области связаны с Иркутском воздушным транспортом.

В. А. Кротов



© Авторские права на материалы, выложенные в разделе Проекты, принадлежат указанным в них авторам.

 

 
Исторический факультет ИГУ, историки, студенты-историки, выпускники истфака ИГУ, выпускники-историки, историки-выпускники, выпуск 1997 года, исторический факультет Иркутского государственного университета, выпуск 1997 года ИГУ, alma-mater, historia magistra vitae est, выпуск истфака, Иркутск, истфак ИГУ, Чкалова 2, выпускники Иркутского госуниверситета, однокурсники, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета, Аграфонов Михаил, Алаев Борис, Антипина Алена, Антонов Евгений, Афанасов Олег, Афонин Павел, Бокарев Алексей, Буданов Роман, Васильев Сергей, Васильева Марина, Верюжский Алексей, Винокурова Наталья, Говорина Алена, Гонина Наталья, Гончаренко Андрей, Дворная Вера, Долгих Федор, Емельянов Сергей, Емельянцева Ирина, Журман Алена, Зыков Антон, Игумнова Людмила, Копылов Михаил, Корнильцева Ольга, Кузьмина Светлана, Лисичникова Анна, Меркулова Елена, Мурзиновский Денис, Наумова Ирина, Новосельский Игорь, Орлова Елена, Павлов Андрей, Пежемский Денис, Пешкова Надежда, Плотникова Мария, Преловский Константин, Ромазин Роман, Савинова Елена, Селин Андрей, Сидоров Андрей, Скрябиков Павел, Солоненко Владимир, Спирин Николай, Ступина Елена, Трошенкова Ольга, Туркин Геннадий, Тютрин Андрей, Уватова Ольга, Упкунов Игорь, Харунов Рамиль, Царева Ольга, Чупрова Ольга, Шабалин Алексей, Яковлев Алексей, набережная Гагарина, Иркутск, исторический факультет Иркутского государственного университета, истфак ИГУ, историки, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета.
Используются технологии uCoz