|
Проекты
|
ИСТОРИКИ-1997
--- Проекты
--- Историк
"Земли морей" --- И.В. Олейников |
|
|
С.И.
Кузнецов, Ю.А. Петрушин
Историк "Земли морей"
К 75-летию профессора В.П. Олтаржевского
Очерки, биобиблиография
|
|
|
И.В. Олейников
К 75-летию профессора B.П. Олтаржевского
С Владимиром
Павловичем я познакомился (по историческим меркам) сравнительно
недавно, в 2002 г., будучи студентом-"международником"
второго курса на лекциях по истории международных отношений. Разумеется,
что я слыхал о В.П. Олтаржевском и раньше, еще будучи на первом
курсе, знания эти появились от более старших коллег-студентов, во
время сессий усиленно вычерчивавших цветными карандашами в контурных
картах задания по внешней политике Англии и Франции времен Столетней
войны, одновременно вздыхая и говоря, что сдать экзамен этому преподавателю
очень и очень непросто!
На самых первых вводных лекциях Владимира Павловича было немного
не по себе от того огромного массива фактов - хронологических данных,
имен, названий, которые он обрушивал на нас - второкурсников. Законы
Хаммурапи, запутанная политика государств Шривиджайи и Камбуджадеши
в Юго-Восточной Азии, возникновение колониальных империй, системность
международных отношений - вся эта информация буквально пропитывала
нас, впоследствии закреплялась на семинарских занятиях и формировала
своеобразный базис специалистов-международников, становясь своеобразным
каркасом для усвоения других предметов, которые мы стали изучать
позже.
Лекции Владимира Павловича всегда образны и иллюстративны. Его описания
нашествия гуннов и яркий портрет их вождя - Атиллы, в итоге сподвигли
меня на написание курсовика на тему: "Внешняя политика народа
хунну/гуннов". Так началась моя работа под руководством В.П.
Олтаржевского, оказавшаяся весьма длительной и увлекательной. Практически
на все возникавшие сложные вопросы во время разработки темы я получал
ясные и исчерпывающие консультации, служившие опорой и толчком к
новым поискам. Вслед за анализом внешней политики кочевников на
третьем и четвертом курсах исторического факультета меня заинтересовали
российско-китайские отношения, проблемы пограничного размежевания
между двумя соседствующими странами. К тому времени я уже знал,
что истинная муза Владимира Павловича - изучение внешней политики
Новой Зеландии, но меня манило изучение международных величин, казавшихся
тогда более актуальными.
Так, к завершению учебы на историческом факультете ИГУ, своеобразным
итогом четырехлетнего сотрудничества с профессором В.П. Олтаржевским
стал дипломный проект "Российско-китайские отношения в политической
сфере в конце XIX - начале XX века". Тут надо пояснить, что
в тот период, когда дипломная работа вышла на финишную прямую, Владимир
Павлович предложил "подумать над обучением в очной аспирантуре".
После недолгих раздумий в апреле 2006 г. я и В.П. Олтаржевский,
сидя в уютной обстановке Центра азиатско-тихоокеанских исследований,
уже обсуждали контуры планируемого диссертационного исследования.
В итоге было решено, что наиболее неисследованной и "диссертабельной"
(именно тогда я впервые услышал это новое для себя слово) будет
тема о внешнеполитических отношениях Новой Зеландии и Китая. После
того, как я написал заявление с просьбой разрешить поступление в
аспирантуру на имя заведующего кафедрой мировой истории и международных
отношений Г.Н. Новикова, по спине побежали мурашки - "а где
же я буду брать источники и литературу для работы над проектом?!".
Однако Владимир Павлович заметил, что тушеваться не стоит, материала
масса, а новозеландско-китайские отношения развиваются с каждым
годом. Необходимо отметить, что к этому времени у профессора Олтаржевского
уже сложилась "иркутская школа" из учеников, занимавшихся
изучением стран южной части Тихого океана, - М.Л. Рыбалко, Н.Н.
Пузыни, А.А. Сучковой и многих других.
После сдачи вступительных экзаменов началась поступательная, планомерная
работа над диссертацией. Постепенно, по мере углубления в тему,
ставшее привычным до этого представление о том, что геополитические
реалии формируют мощные государства, размылось, и у меня появилось
осознание того, что малые страны также являются значимыми участниками
процессов, происходящих в мировой системе. Уже на первом этапе пришло
понимание, что без руководства Владимира Павловича сделать хотя
бы шаг в исследовании новозеландско-китайских отношений было бы
весьма проблематично. Предоставленные им материалы - подшивки важных
внешнеполитических источников: New Zealand Foreign Affairs Review,
New Zealand Foreign Affairs and Trade Record, а также антология
New Zealand in World Affairs существенно поддержали меня в написании
диссертации. Исчерпывающие консультации, яркие и живые рассказы
о собственных исканиях, помощь в установлении контактов с московским
научным сообществом, с Институтом востоковедения РАН - все эти немаловажные
факторы впоследствии помогли в сложное время подготовки к защите.
Отдельной строкой следует выделить сам процесс руководства над работой
аспиранта (в полной мере это применимо и к дипломнику, студенту),
которого придерживается Владимир Павлович. Во главу угла поставлена
практически полная творческая свобода - изучай, пиши, обсуждай,
но если заявил, что определенная часть работы будет готова к назначенному
сроку, то тут уж не обессудь - надо выполнять однажды сказанное.
Однажды наступил период, когда с написанием диссертации у меня,
мягко говоря, ничего не складывалось, процесс зашел в тупик, однако
на консультации к В.П. Олтаржевскому периодически являться все-таки
было надо. Понимая, что я прибыл без обещанной порции написанного
материала, Владимир Павлович так аккуратно, дипломатично и тонко
давал понять, что такой подход к делу с моей стороны никуда не годится,
и я готов был буквально провалиться сквозь землю, немедленно найти
там полную текстовку работы и тут же принести найденное на беспристрастный
суд научного руководителя. Нечего и говорить, что после нескольких
таких "сеансов" диссертация постепенно вышла из ступора,
стали сами собой появляться нужные формулировки и выводы...
Но время консультаций, поскольку приходил на них в то же самое время,
что и основная масса студентов, я всегда поражался тому огромному
фронту каждодневного методичного труда, проводимого профессором
Олтаржевским. Индивидуальная работа с каждым студентом / аспирантом,
консультации по подбору необходимой литературы, привлечение наиболее
активных и целеустремленных к участию в научно-практических конференциях
как на историческом факультете ИГУ, так и в САПЭУ. Владимир Павлович
никогда не откажет дать ценный совет в случае, если студенческий
доклад нуждается в дополнительной доработке, а выступление - в "шлифовке"
от шероховатостей, делает все возможное для популяризации истории
и международных отношений в глазах студентов, которые, быть может,
благодаря такому подходу и свяжут свою судьбу с наукой...
В феврале 2010 г., разбирая архивы музея истории ИГУ на четвертом
этаже административного корпуса, я случайно наткнулся на пожелтевшие
листки бумаги со знакомым почерком Владимира Павловича. Листки эти
оказались докладными записками на имя ректора профессора ЮЛ. Козлова
о создании Музея археологии, этнографии и истории и были датированы
далёким для меня 1978 годом. В этих докладных записках секретарь
партбюро доцент В.П. Олтаржевский отмечал, что "значительное
место в работе и экспозиции Музея займет материал по истории Иркутского
университета".
Существует мнение, что история циклична, и вот, будучи связанным
с историей alma mater, я словно через призму прошедших лет вновь
увидел своего научного руководителя с его оригинальными идеями.
Следует отметить, что и сейчас, несмотря на почтенный возраст, он
вынашивает идею о написании совместно со своими учениками коллективной
монографии о региональных аспектах внешней политики Новой Зеландии,
планирует проведение очередных конференций.
В канун 75-летия В.П. Олтаржевского, человека, указавшего мне путь
в науку, хотелось бы пожелать ему крепкого здоровья, осуществления
намерений и замыслов, новых творческих удач!
|
|
|
|
|
|
Исторический
факультет ИГУ, историки, студенты-историки, выпускники истфака ИГУ, выпускники-историки,
историки-выпускники, выпуск 1997 года, исторический факультет Иркутского
государственного университета, выпуск 1997 года ИГУ, alma-mater, historia
magistra vitae est, выпуск истфака, Иркутск, истфак ИГУ, Чкалова 2, выпускники
Иркутского госуниверситета, однокурсники, студенты исторического факультета
ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997,
преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997,
историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного
университета, Аграфонов Михаил, Алаев Борис, Антипина Алена, Антонов Евгений,
Афанасов Олег, Афонин Павел, Бокарев Алексей, Буданов Роман, Васильев Сергей,
Васильева Марина, Верюжский Алексей, Винокурова Наталья, Говорина Алена,
Гонина Наталья, Гончаренко Андрей, Дворная Вера, Долгих Федор, Емельянов
Сергей, Емельянцева Ирина, Журман Алена, Зыков Антон, Игумнова Людмила,
Копылов Михаил, Корнильцева Ольга, Кузьмина Светлана, Лисичникова Анна,
Меркулова Елена, Мурзиновский Денис, Наумова Ирина, Новосельский Игорь,
Орлова Елена, Павлов Андрей, Пежемский Денис, Пешкова Надежда, Плотникова
Мария, Преловский Константин, Ромазин Роман, Савинова Елена, Селин Андрей,
Сидоров Андрей, Скрябиков Павел, Солоненко Владимир, Спирин Николай, Ступина
Елена, Трошенкова Ольга, Туркин Геннадий, Тютрин Андрей, Уватова Ольга,
Упкунов Игорь, Харунов Рамиль, Царева Ольга, Чупрова Ольга, Шабалин Алексей,
Яковлев Алексей, набережная Гагарина, Иркутск, исторический факультет Иркутского
государственного университета, истфак ИГУ, историки, студенты исторического
факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания
ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты,
ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского
государственного университета. |