Добрые
духи, живущие в африканском сознании
Женщины
и дети изо всех сил
барабанят в деревянный ящик,
стараясь прогнать злого духа.
И - смотрите - он удаляется
в направлении колодца,
пламя угасает.
Малийский
поэт Фили Дибо Сиссако
Однажды в аудитории
Национальной административной школы Мали случилось маленькое происшествие.
Один из первокурсников ловил саламандру, сбежавшую со стены на пол,
а товарищ его подбадривал. "Если поймаешь саламандру, тебя
ждет удача", - сказал один из ребят. Наверное, они относились
к этой твари примерно так же, как у нас исстари суеверно не желают
встретить черную кошку, перебежавшую дорогу. Словом, то был сам
по себе пустячный, хотя и забавный случай. Но то ли потому, что
обычно в Африке никак не обращают внимание на обитающих в помещениях
и повсюду бегающих ящериц, и, наверное, еще более из-за того, что
охотились на саламандру в стенах высшего учебного заведения активные
участники серьезного спора о политических системах XX века, который
они невольно прервали на время охоты, мне этот случай показался
удивительным событием.
Возникло ощущение совершенно необычного зрелища, проявившего оригинальный
тип сознания, в котором смешались научные знания, рационалистическое
мышление и сильно укоренившиеся поверья. То было только ощущение,
но оно укреплялось день за днем, оживляя интерес к истокам необычного.
В лекциях по истории политических идей открылся интересный парадокс
восприятия у студентов. Во всем, что не касалось религиозных идеологий,
большинство студентов с доверием воспринимали любой критицизм. Но
только лишь речь заходила о религиях и политике, они не принимали
на веру, ничего из того, что, по их мнению, бросало тень не только
на религию, но и ее служителей. Как-то в лекции о политической идеологии
католицизма в раннем средневековье я упомянул о так называемом "лжедаре
императора Константина" - грамоте, данной императором Константином
Сильвестру I. В ней император за "наставление его в истинной
вере" и "исцеление от проказы" предоставлял кафедре
наместников Петра власть и почет, равные императорским, а также
главенство над всеми христианскими церквами. Упоминание о лжедаре
вызвало шум и недовольство: "Вы утверждаете, что это были фальшивые
бумаги, потому, что Вы атеист. Приведите доказательства". Ссылки
на литературу, в том числе на Николая Кузанского и гуманиста XV
в. Лоренцо Валла не убеждали споривших, они не желали верить сказанному.
В следующем учебном году реакция на сведения о лжедаре Константина
оказалась примерно той же. Среди студентов было намного больше мусульман,
чем христиан, но, кажется, они не хотели обидеть их чувства. Можно
было только предполагать, что в аудитории находились и атеисты,
но не помню случая, чтобы кто-то открыто проявил атеистические убеждения.
Зато невосприятие атеизма проявлялось очень часто, иногда очень
забавно. Однажды ко мне подошел студент и участливо заговорил о
том, что случившиеся в СССР несчастья - гибель теплохода "Адмирал
Нахимов" и авария в Чернобыле - ниспосланы свыше за то, что
люди потеряли веру в Бога.
Мали по конституции - светское государство, однако антирелигиозная
пропаганда в стране запрещена. Согласно официальным данным 60 -
70% населения исповедует ислам, 5% - христианство, остальные придерживаются
местных культов. Ислам распространялся в Западной Африке с X-XI
веков. Последователи пророка Мухаммеда опередили здесь христианских
миссионеров примерно на одну тысячу лет. Исламизация Тропической
Африки на протяжении веков происходила своеобразно. Мусульманская
религия входила в жизнь африканцев и насильно и путем культурного,
духовного влияния, соединяясь с местными верованиями и подчиняя
их более развитой теологической системе. В итоге многовекового соприкосновения
ислама и древних религиозных культов в Тропической Африке сложился,
как считают африканисты так называемый народный, или синкретический
ислам, т. е. мусульманство, вобравшее в себя элементы африканских
духовных источников. Мусульманская догматика наложилась на древние
верования, мусульманские представления коренных жителей Тропической
Африки, обозначаемые в мировой литературе понятием "анимизм"
(от латинского слова anima, анимизм - душа, дух). Основами анимизма,
как и у всякой религии, являются вера в бессмертие души, существование
душ предков, вера в духов, сверхъестественных существ, обладающих
властью над жизнью людей. Местные анимистические верования имели
благоприятную замкнутую среду для того, чтобы сохраниться в глубинах
африканской цивилизации - " в брусе", т.е. в деревнях,
разбросанных по саванне.
В Мали можно нередко услышать от знающих людей, что крестьянские
жители, составляющие подавляющую часть населения страны, в меньшей
степени исламизированы, чем это можно представлять, наблюдая, как
в столице одна за другой воздвигаются мечети и как в часы молитвы
улицы и даже проезжие части дорог заполняются десятками тысяч правоверных.
За четыре года работы в Бамако я трижды менял место жительства,
каждый раз переселяясь из одного народного квартала в другой, и
каждый раз приходилось слышать от соседей, что настоящим хозяином
квартала являются не власти, а его мусульманский глава, который
строго следит за соответствием поведения жителей предписаниям Корана.
Действительно, ежедневно во дворе или прямо на улице многие соседи
застывали в молитвенной позе на циновках и разгибали спины с отрешенными
взорами на лицах, обращенных в ту сторону горизонта, где мусульманину
представляется Мекка.
Но очень часто в тех же кварталах происходило невиданное, безудержное
веселье на свадьбах, крестинах, в честь традиционных народных и
национально-государственных праздников. То здесь, то там на улице
натягивались огромные тенты, укрывавшие от белого тропического солнца,
и под звуки тамтама начинались длящиеся часами, днями, а то и ночами
танцы. Танцевали дети, юноши, старухи и совсем молодые мамы, иногда
почти девочки, с детьми, спеленатыми за спиной. Они вскакивали с
ними в танец и заходились в неистовой пляске так, что становилось
страшно за крошек, еще не научившихся ходить и говорить, но уже
сотрясавшихся в огненном ритме с мамами или старшими сестренками.
Атмосфера веселья, радости жизни, сладкого безделья в будние для
чужака дни заражала и совсем не способствовала рабочему настроению,
особенно когда там - там под окном - толпа гудела в лунную ночь
едва не до рассвета. Эти праздники жизни в народных кварталах африканской
столицы плохо увязывались с обычными представлениями о мусульманской
стране, с образами женщин, укутанных в черную чадру и не смеющих
оторвать взгляд от земли. Солнечное веселье и многотысячные безмолвно
молящиеся толпы уживались на одних улицах, в одних дворах и внешне
такая социальная картина выглядела поразительной. Народная культура.
Фольклор. Духовные ценности цивилизации Тропической Африки пережили
тысячелетнее воздействие ислама, а также и христианства, пришедшего
в Африку с колонизацией.
Общение с друзьями и знакомыми, студентами и соседями день за днем
убеждало, что малийцы в душе хранят преданность этнической культуре,
обычаям и верованиям предков. Если вы заговорите о традициях с малийским
интеллигентом, получившим диплом европейского университета, он вежливо
скажет, что "в брусе и сегодня многие неграмотные крестьяне
верят в духов, как и их предки сто или тысячу лет назад". Но
чаще всего не выскажет своего неверия или осторожно заметит, что
"в Африке много таинственного". Как и большинство людей,
где бы то ни было в мире, африканец не склонен раскрывать сокровенное
первому встречному, но кажется, о вере в духов, еще живущих в сознании
не только безграмотных, они не очень расположены говорить из-за
нежелания ощущать на себе ироничный взгляд всезнающего европейца.
Когда неафриканец обживается в Африке, перед ним приоткрывается
ее загадочный духовный мир, обычно скрытый то искрящимся весельем,
то задумчивой созерцательностью собеседника.
Мне вспоминается один из многих студентов, готовивший дипломную
работу по истории административно-политических структур доколониального
малийского общества. Он был очень интеллигентным парнем, к тому
же одевался подчеркнуто элегантно по-европейски. Звали его Мамаду.
В его дипломной работе затрагивалась тема об анимистических верованиях
как духовных и теоретических истоках власти у народов, населявших
территорию Республики Мали. Мамаду говорил об этом очень деликатно,
словно боялся, что мы вот - вот перестанем понимать друг друга.
Особенно если заходила речь о роли традиций доколониального африканского
общества в современном развитии страны. Однажды, когда работа уже
была готова, мы засиделись за чаем далеко за полночь. В кромешной
мгле безлунной ночи громыхала страшная гроза, от раскатов грома,
казалось, сотрясался весь континент, по железным жалюзи виллы хлестал
тропический ливень, и все располагало к особенному, откровенному
разговору о том неизведанном, что таит в себе современная Африка.
"Я знаю, что Вы, европейцы, с улыбкой слушаете повествования
о всем необыкновенном, сверхъестественном, что есть только в Африке,
и что не поддается рационалистическому объяснению, - сказал Мамаду.
- Мы в ваших глазах выглядим не освободившимися от суеверий, архаичных
поверий, но вы выглядите тоже странными, не верящими тому, что несомненно
существует только потому, что это НЕЧТО не поддается рационалистическому
объяснению". И Мамаду принялся приводить "неопровержимые"
всем известные примеры. Он рассказал историю об одном воине - герое,
генерале Сумаре, служившем в колониальное время во французской армии.
"Многие не раз видели, как Сумаре невредимым шел в атаку под
градом пуль, но пули отскакивали от него. Слева и справа от него
падали сраженные солдаты, но Сумаре хранила таинственная сила".
Напрасно было говорить, что ветераны войны вспоминают о самых невероятных
счастливых случайностях на полях сражений, возражения не смущали
Мамаду, он улыбался и видно сожалел о том, что собеседнику не дано
понять что-то совсем ясное и несомненное. "Хорошо - сказал
он, - зайдите в наши больницы и Вы узнаете, что бывают больные,
у которых тотем после укола выталкивает из-под кожи лекарственную
жидкость. Укол подействует только тогда, когда больной снимет с
себя тотем. Это все знают". Вера в чудодейственные силы, берегущие
здоровье одних и не оберегающих других, обнаруживалась в беседах
с простыми людьми почти всякий раз, как только об этом заходил разговор.
Постепенно укреплялось ощущение неожиданной встречи с чем-то необычным
в образе мыслей и мировосприятии окружающих людей, с тем, что не
принималось рассудком, но оставляло сильное эмоциональное впечатление.
Такие сухие и скучные слова, как "анимизм", "архаическое
сознание", "традиционные верования", которые употребляются
в научных исследованиях, приобретали живой смысл и влекли к знакомству
с таинственным миром мифов, легенд, сказаний народов Мали.
Со времени колонизации в европейских странах, в основном во Франции,
Англии, опубликовано немало увлекательных книг по африканской мифологии.
Вклад в ее изучение внесли и советские ученые - африканисты. Достаточно
вспомнить одну из последних интересных, глубоких работ на эту тему
- книгу "Хаос и гармония" В.Б. Иорданского, где исследуется
архаичное народное сознание Африки, сложившееся сотни, если не тысячи
лет назад и разрушающееся, по мнению автора, от столкновения африканской
цивилизации с научно-техническим веком. Пребывание в Африке приводит
к мысли, что разрушение сознания, называемого "архаичным",
не происходит столь быстро. Дошедшие из глубины веков до современности
мифы и легенды еще отражаются в мышлении людей XX века. Они живут
в рассказах стариков в деревнях, разбросанных по саванне, в сказаниях
и песнях гриотов. Гриоты - народные сказители, ранее бывшие людьми
особой, кстати говоря, приниженной по своему положению касты, в
традиционном африканском обществе. В отсутствие письменности они
испокон веков были носителями и хранителями духовных ценностей африканских
народов, народной культуры, фольклора. Они же были историками и
летописцами, к ним обращались правители "за справочным материалом".
Передаваясь по памяти из поколения в поколение, из уст в уста, сказания
и легенды гриотов донесли до современников мифологические повествования
о происхождении мира, людей, ремесел. Верно, что сказание гриотов,
африканские народные традиции, культы, обряды, выражают религиозное
мировоззрение, веру в сверхъестественное начало бытия. И все же
анимистское или архаичное сознание африканцев нередко чересчур упрощенно
представляется в исключительно религиозной окружности и оболочке.
В реальности анимистское мировоззрение гораздо многообразнее, богаче,
мудрее и недооценка его содержания, не исчерпывающегося религиозной
сферой, случается, видимо оттого, что примитивность материальной
культуры и отсутствие письменности ассоциируется и с примитивно-религиозным
фольклором. Традиционное анимистское или, как его еще называют,
архаичное мировоззрение наполнено не только религиозными представлениями,
но и своеобразной, пусть и примитивной "философией жизни",
состоящей также из элементов стихийно-материалистического восприятия
мира. В анимистском сознании окружающая человека реальность и идеальные
образы (божества, духи и души умерших предков) воображаются как
частицы одного неделимого Мира жизни или, если употребить классический
античный термин, которого африканцы не знали - Космоса жизни. Материальное
и идеальное в африканской духовной культуре соединено в невообразимом
сплаве Живого.
Все сущее в анимистском мировоззрении имело душу и дышало жизнью:
люди, вода, деревья, земля, животные, небеса и ночные запахи. Быть
может, более примитивно, чем образцы космологических обитателей
древних буддийских или индуистских мифов, образцы божеств и духов
в африканских сказаниях символизируют философские представления
о происхождении мироздания, материи, времени, пространстве. В поражающих
своей фантазией фантасмагорических образах африканских народных
легенд, мифов и сказок можно увидеть не только выражение религиозного
мышления, но и прототипы религиозных идей о сущностном единстве
материи.
"Народные сказки Мали", записанные гриотом Мамба Сидибе
(1891-1977) со слов деревенских жителей - один из замечательных
литературных оригиналов Западной Африки, раскрывающий традиционные
представления об этом таинственном внеисторическом мире африканцев,
сохранившихся до наших дней. Сказочные образы всегда отражают особенности
мировоззрения и мировидения разных народов и эпох. Например, в русских
сказках ярко выразилась мечта о технических чудесах, предвосхитивших
научно-техническое развитие цивилизации и закодированные в такие
фольклорные "изобретения", как ковер-самолет, сапоги-скороходы,
чудо-печка.
В африканских сказках воображение европейца поражает смешение и
превращение всего, что только можно представить: материальное превращается
в дух, духовное - материализуется. Существует объяснение, согласно
которому фантасмагорические метаморфозы в африканских сказках происходят
из-за расплывчатости понятий в архаичном сознании. Возможно, философы
правы, но такой аналитический взгляд формируется часто рационалистическим
восприятием, пусть и на более высоком уровне мышления. Другое образно-эмоциональное
восприятие способно открыть в африканских сказках удивительное единство,
естественность и гармоничность живого мира людей, растений, духов.
Деревья и растения, духи - такие же действующие в сказках и легендах
лица, как люди и животные; растения разговаривают с людьми, духи
прогуливаются со львами, деревья улыбаются и грустят, духи, подобно
людям, ссорятся между собой. Метаморфозы, волшебные превращения
- дела, обычные для сказок всех народов мира, неповторимо фантасмогоричны
в образцах духов африканских сказок. В одной из них дух оборачивается
змеей, а затем человеком. Скрывается в нем от духа-преследователя.
В другой - охотник, обламывая ветку, оказывается, нечаянно отрывает
голову духу, вселившемуся в нее.
Подсознательные представления о том, что сущность выражена в живом,
наделенном душой, а многообразие проявления жизни есть лишь формы
живого Мира, составили основу анимистского сознания и мировосприятия.
Недаром по анимистским поверьям смерть естественной не бывает и
всегда вызвана каким-то злым умыслом.
Выберем одну из сказок - легенд народа малинке, где ярко раскрываются
черты анимистского мировоззрения. В ней рассказывается о происхождении
охоты. Согласно легенде, люди обучились ей у одного необыкновенного
охотника, безрукого и безногого. Это странное неподвижное существо
обосновалось неподалеку от одной деревни. Ее жители, нисколько (!)
не дивясь чудищу, пригласили его к себе, чтобы заручиться добрым
расположением духа странного пришельца. Для этого музыканты принялись
играть на всех инструментах: тамбуре, тамбурине, гитаре, коре, флейте.
Но звуки их не тронули таинственное существо. Наконец, пришел игрок
на симбу - маленькой арфе, струны которой натянуты на колебас (Колебас
- твердый плод тыквенного дерева размером от 8 - 10 сантиметров
до полуметра. Распиливается пополам и служит посудой. Большие колебасы
используются для изготовления струнных музыкальных инструментов
- прим. автора). При этих звуках таинственное существо ожило,
у него появилась голова, руки, оно пошло за музыкантом в деревню.
В ответ на расспросы жителей, существо назвалось охотником (дозо)
и принялось обучать жителей изготовлению лука, копья, колчана. Охотник
женился, у него родилась девочка, потом его жена забеременела вновь.
Все это время охотник оставался в хижине возле своей жены, и ее
родители насмехались над его ленью. Это обидело охотника, и однажды
он пошел с собаками на охоту. Ему попалась антилопа, у которой был
один глаз, один рог, одно ухо и одна лапа. Животное предупредило
охотника, натягивающего тетиву лука: "Не пускай стрелу в меня,
поберегись!". Охотник же ослушался антилопу, которая перед
смертью успела произнести: "То была твоя последняя охота".
Вдруг дозо со всей своей амуницией превратился в дерево по имени
Ньяма (Слово Ньяма в мифологии бамбара означает
всемогущую божественную силу - прим. автора), половина
которого осталась человеческой, а другая - деревянной. Вскоре после
этой трагической охоты, жена охотника родила чудо-мальчика. В день
своего рождения он сказал: "Мама, где мой отец?"
- Твой отец? Увы, вздохнула она. Твой отец остался в саванне, когда
я была беременна.
Тогда чудо-мальчик воскликнул: "Я найду его". И он тотчас
побежал в саванну, где скоро увидел необычное дерево. "Наполовину
дерево, наполовину человек. О, чудодейственная сила богов, - воскликнул
мальчик". И тут из древесного ствола донесся голос: "Я
не такое дерево, как все, я твой отец, меня ты ищешь. Возвращайся
в деревню, приготовь пиво из миля (Миль - вид
африканского проса - прим. автора), красного петуха и
козла, прибавь к этому десять орехов кола (Кола
- вечнозеленые деревья в Экваториальной Африке. Семена их мясистых
плодов, называемые орехами кола, содержат тонизирующие вещества
- прим. автора). Все принеси мне до того, как тебе и твоей сестре
дадут имена". Мальчик сделал все это. Ему дали имя Контрон,
а его сестре - Саане, они поженились и стали великолепными охотниками.
Как гласит предание, так родился культ Контрона и Саане - двух первых
божественных духов охоты и саванны, духов, дарующих удачную охоту
или наказывающих разгневовавших духов охотника укусом змеи или нападением
страшного хищника.
В этой легенде как в микросхеме "зашифрована" информация
о материальной и духовной культуре, общественно-хозяйственном укладе,
обычаях, традициях и воззрениях одного из африканских этносов.
Другие легенды и сказания высвечивают самым неожиданным образом
историю африканской цивилизации, все грани человеческого существования.
В отличие от христианства, ислама, религий, объясняющих человеческую
жизнь на грешной земле как временное состояние, завершающееся переходом
в потусторонний мир, разделенный на рай и ад, высшей ценностью в
анимистических верованиях является жизнь, понимаемая как бесконечное
возобновляемое состояние.
Принесение жертв животных в воображении жертвоприносителей прекращает
жизнь животных лишь затем, чтобы соприкоснуться с духами жизни и
с помощью ритуалов общаться с ними и поддерживать жизнь. Болезни
и плохие урожаи воспринимались как предупреждения, ниспосылаемые
духами людям в напоминание о том, что слабеет по их вине нить между
жизнью людей и ее таинственными истоками.
Если духи не посылали обильных дождей и засуха губила посевы малинке
или бамбера, было немыслимо подумать, что духи оказались бессильными.
Засухи представлялись им наказанием за грехи.
В мифологии многих африканских этносов к несчастьям и смерти ведут
проявления индивидуального эгоизма. У народов Мали другой источник
зла заключался в хитрости, разрушительной для рода. Напротив, добро,
счастье, здоровье, ассоциированы с нормальностью, естественным состоянием,
существовавшим изначально в мире, где не было ни зла, ни добра,
потому что отсутствовало зло.
В анимистском мировоззрении нет ясной, тем более однообразной картины
происхождения мира, сравнимой с библейской или коранической. Ученые
- африканисты не едины во мнениях: существовало ли единобожие в
традиционных африканских религиях, или понятие одного Великого бога,
как и одной картины происхождения мира, не сложилось у народов Тропической
Африки?
Иные исследователи считают, что всем анимистским верованиям свойственно
многобожие. Другие ученые замечают, что в мифах и легендах по частицам
складывается картина сотворения жизни, эквивалентная развитым теософским
системам христианства, ислама, буддизма: вначале верховное божество
среди других божеств создало небо и землю и покинуло Вселенную,
которой не доставало жизненной энергии. Тогда Бог (или божества)
сотворил(и) сверхчеловеческие существа - духов, наделив их жизненной
силой.
Один французский африканист с юмором заметил, что "в африканской
мифологии Великий Бог как бы делегировал сверхъестественным существам
исполнительную власть" (Botlannan P., Gurtin
F. P. L' Afrique it les Africarns. - P., 1975. - прим. автора).
Что касается мифов бамбара - наиболее многочисленного народа Мали,
то в них совершенно замечательно сливается чисто религиозное воззрение
и элементы материалистического видения мира. Как пишет известный
исследователь африканских религий Б.Оля, в мифах бамбара "человек
в силу своих исключительных умственных способностей принимает активное
участие в организации мира, сотрудничает в этом деле с активным
духом по имени Йо и даже создает себе различных богов" (Оля
Б. Боги Тропической Африки. - М., 1976. - С. 43. - прим.
автора).
В мифах бамбара гармонично соединяются элементы стихийно-материалистического
понимания сотворения мироздания, взрывы во вселенной, стихии, возникающие
из ночного хаоса и творящие жизнь, и описание первоначальных божеств:
Даро - духовная сущность окропляющая благотворной водой, Пямба -
божество олицетворяющее землю и природу, Телико - олицетворение
неба, воздуха, дыхания.
|