Проекты
ИСТОРИКИ-1997 --- Проекты --- Памяти Г.Н. Новикова --- Воспоминания об Африке

ПАМЯТИ
ГЕННАДИЯ НИКИФОРОВИЧА
НОВИКОВА
Воспоминания, биобиблиография, неопубликованное

К 60-летию со дня рождения

Г.Н.НОВИКОВ

ГЛАВЫ ИЗ НЕНАПИСАННОЙ
КНИГИ ОБ АФРИКЕ

Добрые духи, живущие в африканском сознании

Женщины и дети изо всех сил
барабанят в деревянный ящик,
стараясь прогнать злого духа.
И - смотрите - он удаляется
в направлении колодца,
пламя угасает.

Малийский поэт Фили Дибо Сиссако

Однажды в аудитории Национальной административной школы Мали случилось маленькое происшествие. Один из первокурсников ловил саламандру, сбежавшую со стены на пол, а товарищ его подбадривал. "Если поймаешь саламандру, тебя ждет удача", - сказал один из ребят. Наверное, они относились к этой твари примерно так же, как у нас исстари суеверно не желают встретить черную кошку, перебежавшую дорогу. Словом, то был сам по себе пустячный, хотя и забавный случай. Но то ли потому, что обычно в Африке никак не обращают внимание на обитающих в помещениях и повсюду бегающих ящериц, и, наверное, еще более из-за того, что охотились на саламандру в стенах высшего учебного заведения активные участники серьезного спора о политических системах XX века, который они невольно прервали на время охоты, мне этот случай показался удивительным событием.
Возникло ощущение совершенно необычного зрелища, проявившего оригинальный тип сознания, в котором смешались научные знания, рационалистическое мышление и сильно укоренившиеся поверья. То было только ощущение, но оно укреплялось день за днем, оживляя интерес к истокам необычного.
В лекциях по истории политических идей открылся интересный парадокс восприятия у студентов. Во всем, что не касалось религиозных идеологий, большинство студентов с доверием воспринимали любой критицизм. Но только лишь речь заходила о религиях и политике, они не принимали на веру, ничего из того, что, по их мнению, бросало тень не только на религию, но и ее служителей. Как-то в лекции о политической идеологии католицизма в раннем средневековье я упомянул о так называемом "лжедаре императора Константина" - грамоте, данной императором Константином Сильвестру I. В ней император за "наставление его в истинной вере" и "исцеление от проказы" предоставлял кафедре наместников Петра власть и почет, равные императорским, а также главенство над всеми христианскими церквами. Упоминание о лжедаре вызвало шум и недовольство: "Вы утверждаете, что это были фальшивые бумаги, потому, что Вы атеист. Приведите доказательства". Ссылки на литературу, в том числе на Николая Кузанского и гуманиста XV в. Лоренцо Валла не убеждали споривших, они не желали верить сказанному.
В следующем учебном году реакция на сведения о лжедаре Константина оказалась примерно той же. Среди студентов было намного больше мусульман, чем христиан, но, кажется, они не хотели обидеть их чувства. Можно было только предполагать, что в аудитории находились и атеисты, но не помню случая, чтобы кто-то открыто проявил атеистические убеждения. Зато невосприятие атеизма проявлялось очень часто, иногда очень забавно. Однажды ко мне подошел студент и участливо заговорил о том, что случившиеся в СССР несчастья - гибель теплохода "Адмирал Нахимов" и авария в Чернобыле - ниспосланы свыше за то, что люди потеряли веру в Бога.
Мали по конституции - светское государство, однако антирелигиозная пропаганда в стране запрещена. Согласно официальным данным 60 - 70% населения исповедует ислам, 5% - христианство, остальные придерживаются местных культов. Ислам распространялся в Западной Африке с X-XI веков. Последователи пророка Мухаммеда опередили здесь христианских миссионеров примерно на одну тысячу лет. Исламизация Тропической Африки на протяжении веков происходила своеобразно. Мусульманская религия входила в жизнь африканцев и насильно и путем культурного, духовного влияния, соединяясь с местными верованиями и подчиняя их более развитой теологической системе. В итоге многовекового соприкосновения ислама и древних религиозных культов в Тропической Африке сложился, как считают африканисты так называемый народный, или синкретический ислам, т. е. мусульманство, вобравшее в себя элементы африканских духовных источников. Мусульманская догматика наложилась на древние верования, мусульманские представления коренных жителей Тропической Африки, обозначаемые в мировой литературе понятием "анимизм" (от латинского слова anima, анимизм - душа, дух). Основами анимизма, как и у всякой религии, являются вера в бессмертие души, существование душ предков, вера в духов, сверхъестественных существ, обладающих властью над жизнью людей. Местные анимистические верования имели благоприятную замкнутую среду для того, чтобы сохраниться в глубинах африканской цивилизации - " в брусе", т.е. в деревнях, разбросанных по саванне.
В Мали можно нередко услышать от знающих людей, что крестьянские жители, составляющие подавляющую часть населения страны, в меньшей степени исламизированы, чем это можно представлять, наблюдая, как в столице одна за другой воздвигаются мечети и как в часы молитвы улицы и даже проезжие части дорог заполняются десятками тысяч правоверных.
За четыре года работы в Бамако я трижды менял место жительства, каждый раз переселяясь из одного народного квартала в другой, и каждый раз приходилось слышать от соседей, что настоящим хозяином квартала являются не власти, а его мусульманский глава, который строго следит за соответствием поведения жителей предписаниям Корана. Действительно, ежедневно во дворе или прямо на улице многие соседи застывали в молитвенной позе на циновках и разгибали спины с отрешенными взорами на лицах, обращенных в ту сторону горизонта, где мусульманину представляется Мекка.
Но очень часто в тех же кварталах происходило невиданное, безудержное веселье на свадьбах, крестинах, в честь традиционных народных и национально-государственных праздников. То здесь, то там на улице натягивались огромные тенты, укрывавшие от белого тропического солнца, и под звуки тамтама начинались длящиеся часами, днями, а то и ночами танцы. Танцевали дети, юноши, старухи и совсем молодые мамы, иногда почти девочки, с детьми, спеленатыми за спиной. Они вскакивали с ними в танец и заходились в неистовой пляске так, что становилось страшно за крошек, еще не научившихся ходить и говорить, но уже сотрясавшихся в огненном ритме с мамами или старшими сестренками. Атмосфера веселья, радости жизни, сладкого безделья в будние для чужака дни заражала и совсем не способствовала рабочему настроению, особенно когда там - там под окном - толпа гудела в лунную ночь едва не до рассвета. Эти праздники жизни в народных кварталах африканской столицы плохо увязывались с обычными представлениями о мусульманской стране, с образами женщин, укутанных в черную чадру и не смеющих оторвать взгляд от земли. Солнечное веселье и многотысячные безмолвно молящиеся толпы уживались на одних улицах, в одних дворах и внешне такая социальная картина выглядела поразительной. Народная культура. Фольклор. Духовные ценности цивилизации Тропической Африки пережили тысячелетнее воздействие ислама, а также и христианства, пришедшего в Африку с колонизацией.
Общение с друзьями и знакомыми, студентами и соседями день за днем убеждало, что малийцы в душе хранят преданность этнической культуре, обычаям и верованиям предков. Если вы заговорите о традициях с малийским интеллигентом, получившим диплом европейского университета, он вежливо скажет, что "в брусе и сегодня многие неграмотные крестьяне верят в духов, как и их предки сто или тысячу лет назад". Но чаще всего не выскажет своего неверия или осторожно заметит, что "в Африке много таинственного". Как и большинство людей, где бы то ни было в мире, африканец не склонен раскрывать сокровенное первому встречному, но кажется, о вере в духов, еще живущих в сознании не только безграмотных, они не очень расположены говорить из-за нежелания ощущать на себе ироничный взгляд всезнающего европейца. Когда неафриканец обживается в Африке, перед ним приоткрывается ее загадочный духовный мир, обычно скрытый то искрящимся весельем, то задумчивой созерцательностью собеседника.
Мне вспоминается один из многих студентов, готовивший дипломную работу по истории административно-политических структур доколониального малийского общества. Он был очень интеллигентным парнем, к тому же одевался подчеркнуто элегантно по-европейски. Звали его Мамаду. В его дипломной работе затрагивалась тема об анимистических верованиях как духовных и теоретических истоках власти у народов, населявших территорию Республики Мали. Мамаду говорил об этом очень деликатно, словно боялся, что мы вот - вот перестанем понимать друг друга. Особенно если заходила речь о роли традиций доколониального африканского общества в современном развитии страны. Однажды, когда работа уже была готова, мы засиделись за чаем далеко за полночь. В кромешной мгле безлунной ночи громыхала страшная гроза, от раскатов грома, казалось, сотрясался весь континент, по железным жалюзи виллы хлестал тропический ливень, и все располагало к особенному, откровенному разговору о том неизведанном, что таит в себе современная Африка. "Я знаю, что Вы, европейцы, с улыбкой слушаете повествования о всем необыкновенном, сверхъестественном, что есть только в Африке, и что не поддается рационалистическому объяснению, - сказал Мамаду. - Мы в ваших глазах выглядим не освободившимися от суеверий, архаичных поверий, но вы выглядите тоже странными, не верящими тому, что несомненно существует только потому, что это НЕЧТО не поддается рационалистическому объяснению". И Мамаду принялся приводить "неопровержимые" всем известные примеры. Он рассказал историю об одном воине - герое, генерале Сумаре, служившем в колониальное время во французской армии. "Многие не раз видели, как Сумаре невредимым шел в атаку под градом пуль, но пули отскакивали от него. Слева и справа от него падали сраженные солдаты, но Сумаре хранила таинственная сила". Напрасно было говорить, что ветераны войны вспоминают о самых невероятных счастливых случайностях на полях сражений, возражения не смущали Мамаду, он улыбался и видно сожалел о том, что собеседнику не дано понять что-то совсем ясное и несомненное. "Хорошо - сказал он, - зайдите в наши больницы и Вы узнаете, что бывают больные, у которых тотем после укола выталкивает из-под кожи лекарственную жидкость. Укол подействует только тогда, когда больной снимет с себя тотем. Это все знают". Вера в чудодейственные силы, берегущие здоровье одних и не оберегающих других, обнаруживалась в беседах с простыми людьми почти всякий раз, как только об этом заходил разговор. Постепенно укреплялось ощущение неожиданной встречи с чем-то необычным в образе мыслей и мировосприятии окружающих людей, с тем, что не принималось рассудком, но оставляло сильное эмоциональное впечатление. Такие сухие и скучные слова, как "анимизм", "архаическое сознание", "традиционные верования", которые употребляются в научных исследованиях, приобретали живой смысл и влекли к знакомству с таинственным миром мифов, легенд, сказаний народов Мали.
Со времени колонизации в европейских странах, в основном во Франции, Англии, опубликовано немало увлекательных книг по африканской мифологии. Вклад в ее изучение внесли и советские ученые - африканисты. Достаточно вспомнить одну из последних интересных, глубоких работ на эту тему - книгу "Хаос и гармония" В.Б. Иорданского, где исследуется архаичное народное сознание Африки, сложившееся сотни, если не тысячи лет назад и разрушающееся, по мнению автора, от столкновения африканской цивилизации с научно-техническим веком. Пребывание в Африке приводит к мысли, что разрушение сознания, называемого "архаичным", не происходит столь быстро. Дошедшие из глубины веков до современности мифы и легенды еще отражаются в мышлении людей XX века. Они живут в рассказах стариков в деревнях, разбросанных по саванне, в сказаниях и песнях гриотов. Гриоты - народные сказители, ранее бывшие людьми особой, кстати говоря, приниженной по своему положению касты, в традиционном африканском обществе. В отсутствие письменности они испокон веков были носителями и хранителями духовных ценностей африканских народов, народной культуры, фольклора. Они же были историками и летописцами, к ним обращались правители "за справочным материалом". Передаваясь по памяти из поколения в поколение, из уст в уста, сказания и легенды гриотов донесли до современников мифологические повествования о происхождении мира, людей, ремесел. Верно, что сказание гриотов, африканские народные традиции, культы, обряды, выражают религиозное мировоззрение, веру в сверхъестественное начало бытия. И все же анимистское или архаичное сознание африканцев нередко чересчур упрощенно представляется в исключительно религиозной окружности и оболочке. В реальности анимистское мировоззрение гораздо многообразнее, богаче, мудрее и недооценка его содержания, не исчерпывающегося религиозной сферой, случается, видимо оттого, что примитивность материальной культуры и отсутствие письменности ассоциируется и с примитивно-религиозным фольклором. Традиционное анимистское или, как его еще называют, архаичное мировоззрение наполнено не только религиозными представлениями, но и своеобразной, пусть и примитивной "философией жизни", состоящей также из элементов стихийно-материалистического восприятия мира. В анимистском сознании окружающая человека реальность и идеальные образы (божества, духи и души умерших предков) воображаются как частицы одного неделимого Мира жизни или, если употребить классический античный термин, которого африканцы не знали - Космоса жизни. Материальное и идеальное в африканской духовной культуре соединено в невообразимом сплаве Живого.
Все сущее в анимистском мировоззрении имело душу и дышало жизнью: люди, вода, деревья, земля, животные, небеса и ночные запахи. Быть может, более примитивно, чем образцы космологических обитателей древних буддийских или индуистских мифов, образцы божеств и духов в африканских сказаниях символизируют философские представления о происхождении мироздания, материи, времени, пространстве. В поражающих своей фантазией фантасмагорических образах африканских народных легенд, мифов и сказок можно увидеть не только выражение религиозного мышления, но и прототипы религиозных идей о сущностном единстве материи.
"Народные сказки Мали", записанные гриотом Мамба Сидибе (1891-1977) со слов деревенских жителей - один из замечательных литературных оригиналов Западной Африки, раскрывающий традиционные представления об этом таинственном внеисторическом мире африканцев, сохранившихся до наших дней. Сказочные образы всегда отражают особенности мировоззрения и мировидения разных народов и эпох. Например, в русских сказках ярко выразилась мечта о технических чудесах, предвосхитивших научно-техническое развитие цивилизации и закодированные в такие фольклорные "изобретения", как ковер-самолет, сапоги-скороходы, чудо-печка.
В африканских сказках воображение европейца поражает смешение и превращение всего, что только можно представить: материальное превращается в дух, духовное - материализуется. Существует объяснение, согласно которому фантасмагорические метаморфозы в африканских сказках происходят из-за расплывчатости понятий в архаичном сознании. Возможно, философы правы, но такой аналитический взгляд формируется часто рационалистическим восприятием, пусть и на более высоком уровне мышления. Другое образно-эмоциональное восприятие способно открыть в африканских сказках удивительное единство, естественность и гармоничность живого мира людей, растений, духов.
Деревья и растения, духи - такие же действующие в сказках и легендах лица, как люди и животные; растения разговаривают с людьми, духи прогуливаются со львами, деревья улыбаются и грустят, духи, подобно людям, ссорятся между собой. Метаморфозы, волшебные превращения - дела, обычные для сказок всех народов мира, неповторимо фантасмогоричны в образцах духов африканских сказок. В одной из них дух оборачивается змеей, а затем человеком. Скрывается в нем от духа-преследователя. В другой - охотник, обламывая ветку, оказывается, нечаянно отрывает голову духу, вселившемуся в нее.
Подсознательные представления о том, что сущность выражена в живом, наделенном душой, а многообразие проявления жизни есть лишь формы живого Мира, составили основу анимистского сознания и мировосприятия. Недаром по анимистским поверьям смерть естественной не бывает и всегда вызвана каким-то злым умыслом.
Выберем одну из сказок - легенд народа малинке, где ярко раскрываются черты анимистского мировоззрения. В ней рассказывается о происхождении охоты. Согласно легенде, люди обучились ей у одного необыкновенного охотника, безрукого и безногого. Это странное неподвижное существо обосновалось неподалеку от одной деревни. Ее жители, нисколько (!) не дивясь чудищу, пригласили его к себе, чтобы заручиться добрым расположением духа странного пришельца. Для этого музыканты принялись играть на всех инструментах: тамбуре, тамбурине, гитаре, коре, флейте. Но звуки их не тронули таинственное существо. Наконец, пришел игрок на симбу - маленькой арфе, струны которой натянуты на колебас (Колебас - твердый плод тыквенного дерева размером от 8 - 10 сантиметров до полуметра. Распиливается пополам и служит посудой. Большие колебасы используются для изготовления струнных музыкальных инструментов - прим. автора). При этих звуках таинственное существо ожило, у него появилась голова, руки, оно пошло за музыкантом в деревню. В ответ на расспросы жителей, существо назвалось охотником (дозо) и принялось обучать жителей изготовлению лука, копья, колчана. Охотник женился, у него родилась девочка, потом его жена забеременела вновь. Все это время охотник оставался в хижине возле своей жены, и ее родители насмехались над его ленью. Это обидело охотника, и однажды он пошел с собаками на охоту. Ему попалась антилопа, у которой был один глаз, один рог, одно ухо и одна лапа. Животное предупредило охотника, натягивающего тетиву лука: "Не пускай стрелу в меня, поберегись!". Охотник же ослушался антилопу, которая перед смертью успела произнести: "То была твоя последняя охота". Вдруг дозо со всей своей амуницией превратился в дерево по имени Ньяма (Слово Ньяма в мифологии бамбара означает всемогущую божественную силу - прим. автора), половина которого осталась человеческой, а другая - деревянной. Вскоре после этой трагической охоты, жена охотника родила чудо-мальчика. В день своего рождения он сказал: "Мама, где мой отец?"
- Твой отец? Увы, вздохнула она. Твой отец остался в саванне, когда я была беременна.
Тогда чудо-мальчик воскликнул: "Я найду его". И он тотчас побежал в саванну, где скоро увидел необычное дерево. "Наполовину дерево, наполовину человек. О, чудодейственная сила богов, - воскликнул мальчик". И тут из древесного ствола донесся голос: "Я не такое дерево, как все, я твой отец, меня ты ищешь. Возвращайся в деревню, приготовь пиво из миля (Миль - вид африканского проса - прим. автора), красного петуха и козла, прибавь к этому десять орехов кола (Кола - вечнозеленые деревья в Экваториальной Африке. Семена их мясистых плодов, называемые орехами кола, содержат тонизирующие вещества - прим. автора). Все принеси мне до того, как тебе и твоей сестре дадут имена". Мальчик сделал все это. Ему дали имя Контрон, а его сестре - Саане, они поженились и стали великолепными охотниками.
Как гласит предание, так родился культ Контрона и Саане - двух первых божественных духов охоты и саванны, духов, дарующих удачную охоту или наказывающих разгневовавших духов охотника укусом змеи или нападением страшного хищника.
В этой легенде как в микросхеме "зашифрована" информация о материальной и духовной культуре, общественно-хозяйственном укладе, обычаях, традициях и воззрениях одного из африканских этносов.
Другие легенды и сказания высвечивают самым неожиданным образом историю африканской цивилизации, все грани человеческого существования. В отличие от христианства, ислама, религий, объясняющих человеческую жизнь на грешной земле как временное состояние, завершающееся переходом в потусторонний мир, разделенный на рай и ад, высшей ценностью в анимистических верованиях является жизнь, понимаемая как бесконечное возобновляемое состояние.
Принесение жертв животных в воображении жертвоприносителей прекращает жизнь животных лишь затем, чтобы соприкоснуться с духами жизни и с помощью ритуалов общаться с ними и поддерживать жизнь. Болезни и плохие урожаи воспринимались как предупреждения, ниспосылаемые духами людям в напоминание о том, что слабеет по их вине нить между жизнью людей и ее таинственными истоками.
Если духи не посылали обильных дождей и засуха губила посевы малинке или бамбера, было немыслимо подумать, что духи оказались бессильными. Засухи представлялись им наказанием за грехи.
В мифологии многих африканских этносов к несчастьям и смерти ведут проявления индивидуального эгоизма. У народов Мали другой источник зла заключался в хитрости, разрушительной для рода. Напротив, добро, счастье, здоровье, ассоциированы с нормальностью, естественным состоянием, существовавшим изначально в мире, где не было ни зла, ни добра, потому что отсутствовало зло.
В анимистском мировоззрении нет ясной, тем более однообразной картины происхождения мира, сравнимой с библейской или коранической. Ученые - африканисты не едины во мнениях: существовало ли единобожие в традиционных африканских религиях, или понятие одного Великого бога, как и одной картины происхождения мира, не сложилось у народов Тропической Африки?
Иные исследователи считают, что всем анимистским верованиям свойственно многобожие. Другие ученые замечают, что в мифах и легендах по частицам складывается картина сотворения жизни, эквивалентная развитым теософским системам христианства, ислама, буддизма: вначале верховное божество среди других божеств создало небо и землю и покинуло Вселенную, которой не доставало жизненной энергии. Тогда Бог (или божества) сотворил(и) сверхчеловеческие существа - духов, наделив их жизненной силой.
Один французский африканист с юмором заметил, что "в африканской мифологии Великий Бог как бы делегировал сверхъестественным существам исполнительную власть" (Botlannan P., Gurtin F. P. L' Afrique it les Africarns. - P., 1975. - прим. автора). Что касается мифов бамбара - наиболее многочисленного народа Мали, то в них совершенно замечательно сливается чисто религиозное воззрение и элементы материалистического видения мира. Как пишет известный исследователь африканских религий Б.Оля, в мифах бамбара "человек в силу своих исключительных умственных способностей принимает активное участие в организации мира, сотрудничает в этом деле с активным духом по имени Йо и даже создает себе различных богов" (Оля Б. Боги Тропической Африки. - М., 1976. - С. 43. - прим. автора).
В мифах бамбара гармонично соединяются элементы стихийно-материалистического понимания сотворения мироздания, взрывы во вселенной, стихии, возникающие из ночного хаоса и творящие жизнь, и описание первоначальных божеств: Даро - духовная сущность окропляющая благотворной водой, Пямба - божество олицетворяющее землю и природу, Телико - олицетворение неба, воздуха, дыхания.

 

Исторический факультет ИГУ, историки, студенты-историки, выпускники истфака ИГУ, выпускники-историки, историки-выпускники, выпуск 1997 года, исторический факультет Иркутского государственного университета, выпуск 1997 года ИГУ, alma-mater, historia magistra vitae est, выпуск истфака, Иркутск, истфак ИГУ, Чкалова 2, выпускники Иркутского госуниверситета, однокурсники, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета, Аграфонов Михаил, Алаев Борис, Антипина Алена, Антонов Евгений, Афанасов Олег, Афонин Павел, Бокарев Алексей, Буданов Роман, Васильев Сергей, Васильева Марина, Верюжский Алексей, Винокурова Наталья, Говорина Алена, Гонина Наталья, Гончаренко Андрей, Дворная Вера, Долгих Федор, Емельянов Сергей, Емельянцева Ирина, Журман Алена, Зыков Антон, Игумнова Людмила, Копылов Михаил, Корнильцева Ольга, Кузьмина Светлана, Лисичникова Анна, Меркулова Елена, Мурзиновский Денис, Наумова Ирина, Новосельский Игорь, Орлова Елена, Павлов Андрей, Пежемский Денис, Пешкова Надежда, Плотникова Мария, Преловский Константин, Ромазин Роман, Савинова Елена, Селин Андрей, Сидоров Андрей, Скрябиков Павел, Солоненко Владимир, Спирин Николай, Ступина Елена, Трошенкова Ольга, Туркин Геннадий, Тютрин Андрей, Уватова Ольга, Упкунов Игорь, Харунов Рамиль, Царева Ольга, Чупрова Ольга, Шабалин Алексей, Яковлев Алексей, набережная Гагарина, Иркутск, исторический факультет Иркутского государственного университета, истфак ИГУ, историки, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета.
Используются технологии uCoz