Проекты
ИСТОРИКИ-1997 --- Проекты --- Памяти Г.Н. Новикова --- Воспоминания об Африке

ПАМЯТИ
ГЕННАДИЯ НИКИФОРОВИЧА
НОВИКОВА
Воспоминания, биобиблиография, неопубликованное

К 60-летию со дня рождения

Г.Н.НОВИКОВ

ГЛАВЫ ИЗ НЕНАПИСАННОЙ
КНИГИ ОБ АФРИКЕ

Бар под хинными деревьями, залитый лунным светом

Первый раз я зашел туда купить на ужин две бутылки охлажденного пива, нарушив запрет посольского парткома. В год 1985, когда Партия приступила к решительному искоренению зеленого змия мудрым политбюровским постановлением, в посольстве далекой африканской страны грозили отправлять советских граждан на родину за выпитую бутылку пива. Распитие напитков покрепче дипломаты и спецработники прикрывали служебной необходимостью. Как-никак протокольные тяготы, конфиденциальные мероприятия… Водка - это спецоружие советской разведки - строжайше запрещалась простым совзагрангражданам. Но всех одинаково спеленало лицемерие принятия антиалкогольного рескрипта Партии. Посольский врач хлестал "Солибру" и "Сомалибо", но с упоением напоминал в дружеском кругу о жизненной необходимости для человека, для человеческого организма сотни микроэлементов в пиве, специально сваренном для тропического климата. В клубе посольства он убеждал в тщательно продуманной лекции о пользе подслащенной ягодной водички. Советники посольства возили домой в багажниках "Мерседесов" и "Пежо" ящики виски и внушали простым совработникам недопустимость малейшего потребления сухого вина. Антиалкогольная истерия захлестнула советскую колонию в далекой африканской стране. Никто не хотел расставаться с валютной зарплатой, и когда двое наших, еще не успевших "повязаться" совместным нарушением сухого закона, случайно оказывались лицом к лицу в винной лавке или отделе магазина, то со скучающим видом дожидались, пока другой уйдет или отвернется, чтобы незаметно сунуть в авоську запретное зелье.
Двое преподавателей, увидев меня в том баре, куда я зашел купить охлажденного пива, сделали вид, что никого не заметили. Я не видел их тогда, они рассказывали мне об этом, когда бар под хинными деревьями стал для нас отдушиной от нелегкой преподавательской работы на чужом языке, беспрерывной и глупой лжи подконтрольного Партии загранбытия, где партийная организация "конспиративно" именовались профсоюзом, а комсомольская - физкультурной секцией. В тени хинных деревьев в глубине народного квартала Бамако, одной из африканских столиц, где в долгих беседах нам приоткрывалась душа Африки, все было проще.
Состоятельные иностранцы народные кварталы обходили стороной. В Бамако они предпочитали "Гранд-Отель", фешенебельный ресторан крупнейшего столичного отеля "Амитье", модный "Коттон-Клаб". Местные европейцы сидели в "Черепахе", "Трех кайманах".
Простые африканцы туда не ходили: бокал приличного французского вина или рюмка виски обходились в двухдневный заработок рабочего. Мы тоже не могли позволить себе ужин где-нибудь в ресторане "Гранд - Отеля", где предлагались устрицы из Бретани в винегре, десятка два французских сыров и свежая клубника. Такой ужин обходился в 20 000 африканских франков на одну персону (или 60 - 80 долларов), что примерно было равно средней месячной зарплате рабочего и половине зарплаты служащего или мелкого чиновника. Простой африканец обычно посещает "свой" бар, неподалеку от дома, где все его знают, и он знает всех.
Типичный африканский народный бар - это небольшое помещение с каменным, глинобитным или просто земляным полом. Железные или грубо сколоченные деревянные столы, почти везде ничем не покрытые, железные стульчики. Часто на террасах или на открытом воздухе стоят бамбуковые столики и кресла, жесткие, но удобные. В помещение вместо кондиционера - вентилятор у потолка, который работает редко, потому что сломан или хозяин экономит на электроэнергии, и мухи. Мухи, налетающие тучей, чуть только плеснули пиво в кружки. На стенах изображены сцены традиционной африканской жизни и быта.
Рядом с моим домом был один такой бар; войдя туда впервые, я невольно остановился: со стены пылающим взглядом смотрел гордый охотник с копьем, ступивший одной ногой на тело поверженного льва, обильно истекающего кровью. Вдали художник расписал круглые глинобитные хижины - казы - с остроконечными соломенными крышами и плывшие по реке пироги с рыбаками.
Во всех барах на одной из стен, за стойкой, больше похожей на разгородку в каземате или складском помещении, непременно висели, загаженные мухами, портрет президента Республики Муссы Траоре в генеральской форме, копия разрешения содержать бар и отдельно - копия лицензии на продажу пива и спиртных напитков. Лицензия на алкоголь, кстати, чрезвычайно дорого стоит, но обходится намного дешевле наказания за незаконную продажу алкоголя.
В священное для мусульман время - рамадан - девятый месяц лунного календаря, когда мусульманин с рассвета до ночи ничего не ест, все питейные заведения в Бамако закрывались. Магазины в центре города, переполненные алкоголем, и ливанские лавки продолжали торговать им. Многие владельцы баров тайком завозили пиво и спиртное для своих надежных и постоянных посетителей. Тогда бары превращались в подпольные, там не зажигали электрического света, боясь полиции, закрывали на замок двери, пускали клиентов через черный ход. Люди молча приходили, шепотом разговаривали, выпивали свое пиво или вино при свечах и молча уходили.
Доходы в народном баре не очень высокие, и лишаться выручки на целый месяц владельцу бывает тяжело. Надо кормить многочисленную семью, детей, родственников, покинувших деревню из-за засухи. В самых бедных барах нет холодильников. Их заменяют большими деревянными ящиками, в которые закладывают куски льда. Лед привозят из морозильных цехов, где его намораживают крупными брусками в метр - полтора длиной. Мальчишка, прислуживающий в баре, или сам хозяин на велосипеде везут ледяные бруски под палящим солнцем. Лед охлаждает не хуже, чем морозильная камера. Когда лед тает, пиво становится теплым и противным. Тогда хозяин тихо и тоскливо отвечает: "Пиво есть, не очень холодное". Днем в барах бывало пусто. В самые жаркие послеобеденные часы, когда белое тропическое солнце настолько изнуряло городские улицы, что жизнь на них замирала, завсегдатаи, официанты или хозяин - все дремали в помещениях под соломенными навесами или в тени раскидистых деревьев.
Один год я обычно возвращался с работы в послеобеденное пекло. Когда сухость становилась нестерпимой, добирался, наконец, до соседнего бара. Он был безлюден, один - два посетителя спали. Под картиной с охотником дремал хозяин, вытянув босые пятки в плетеное кресло. Я подходил к нему и спрашивал бутылку "Кастеля". Его глаза приоткрывались, и, смыкая веки, он звал хозяйку. Она не отзывалась. Он еще выкликал ее, потом медленно - медленно поднимался, всовывая ноги в пластмассовые сандалии, и плелся к стойке. На ящике - сундуке с кусками льда, где охлаждались напитки, дремала хозяйка. Хозяин молча сталкивал ее. Она сваливалась сонной и, пробуждаясь, медленно поднималась. Получив 400 африканских франков, хозяин вытаскивал железный ящичек - кассу, отсчитывал сдачу, не произнося ни слова. Он тут же вновь принимался дремать, его жена уже успевала улечься на деревянном сундуке.
К вечеру зной спадал, но наступала духота, пронизанная тонкой пылью. Великий ветер Храматан переносил из Сахары за тысячи километров мельчайшую взвесь песка, поднимавшуюся днем в небесную высь и опускавшуюся на землю с заходом солнца, отчего город окутывался красно-коричневым маревом. В пустынных уголках, где не было видно ни людей, ни машин, виделся марсианский ландшафт. В оживленных местах то тут, то там горели керосинки - лампадки уличных торговцев, и казалось, что все происходит в средневековье.
В баре прибавлялось народу, иногда бывали заняты четыре или пять столиков. Но часто весь вечер там оставались все те же два - три обитателя заведения и дремавший под музыку хозяин. Кто-то одиноко танцевал. Танцующие африканцы погружаются в музыку, не дожидаясь партнера, и если его нет, ни малейшего внимания не обращают на окружающих.
Через какое-то время обязательно заходили жандармы или полицейские. Окидывая взором помещение, выпивали у стойки, спокойно перебрасывались словами с владельцем, и, еще раз взглянув на окружающих, уходили.
К полуночи бар утихал, но если оставался посетитель, никто его не прогонял. Часам к двум ночи все замирало. Если в жару сказывалась бессонная ночь, особенно когда отключали электроэнергию и охлажденный кондиционером воздух за какие-то полчаса нагревался до 30 - 35 градусов и наступала еще более нестерпимая, чем днем, ночная духота, можно было постучать в соседний бар, где обязательно кто-то оставался спать: хозяин, или его жена, или дети. Грохоча железным запором, дверь отпирали. Если в городе не было света, зажигали свечу. В ночной жаре раздражающе пищали комары, и от мысли, что они малярийные, было невыносимо противно.

***
Истинно африканские - бары под открытым небом, в сени раскидистых деревьев или под тростниковыми навесами. В квартале Бадилан малийской столицы, на пригорке у дороги к местному рынку, рядом с кинотеатром под открытым небом расположен один из таких простых и чудесных уголков. Мы называли его "У Жаке", по имени владельца. Его бар вообще-то больше похож на озелененный дворик или скверик, огороженный глинобитным дувалом.
Утром или днем он бывал пуст. Приходил мальчик - официант, в майке или голый по пояс, в ярких штанах, в китайских сандалиях. Он привык, что я всегда заказываю одно и то же и устраиваюсь в одном и том же уголке в бамбуковом кресле спиной к стволу могучего дерева. Едва завидев меня, он оглядывал, свободно ли мое место, и шел за бутылкой "Кастеля". Если уголок был занят кем-нибудь из постоянных посетителей, он брал в одну руку бамбуковое кресло, в другую - столик, и спрашивал меня, куда их поставить. Когда "мое" место занимали случайно зашедшие, он просил их пересесть. Мальчишка подходил прежде ко мне, чем шел за пивом, и если что-то было не так - не было "Кастеля" или был, но не охлажденный, - он спрашивал, что принести: "Флак" или "Солибру" - марки привозного пива из Кот д'Ивуара. Но это случалось редко, почти всегда был хорошо охлажденный "Кастель" и свободный уголок мсье Геннади и мсье Александра. А еще раньше там сидели тоже наши, мсье Виктор и мсье Валентин. И раньше был другой мальчик - официант. Его звали Думбия, и он был весел, лукав и умен. Мы сдружились с ним после того, как Думбия подложил мне в поджаренное на углях мясо стручки пимана - африканского перца. Внутри что-то стало жечь, я бросился пить воду, живот раздувался, а пламень сжигал желудок и душил дыхание.
Назавтра Думбия признался во всем: "Хотел посмотреть, что будет с белым". Мы посмеялись, зато после этого я мог говорить с ним откровенно. Думбия был толковым работником и хотел открыть свое дело. Он отправился на строительство плотины Манантали, которое вели западные немцы. Потом, вернувшись в Бамако, он говорил мне, что неплохо заработал, и ему осталось совсем немного до нужной суммы для открытия своей торговой лавки.
- Немцы с черными не церемонятся, - сказал он однажды. - Но у них все очень рационально и жестко. Дают работу, не справляешься, сразу выгоняют, справляешься - продвигают тебя на более квалифицированную, платят больше и улучшают условия жизни, пока не поставят тебя на твое место. Некоторым африканцам дают жилье с кондиционерами. Мне тоже дали, но я там заболел и вернулся в казу.
Мне надо было рассказать ему, что у нас все не так. И что секретарь парткома посольства, называемого по подпольной традиции "профкомом", недавно жаловался, что советские советники подполковники ползали под танками и крутили гайки, а малийские лейтенанты грелись на солнышке. Но Думбия хорошо относился к нашим и сказал, что ему нужны советские журналы и русско-французский словарь. Он пришел ко мне на лекцию, и я все ему передал.
Остальные посетители всегда сидели на своих местах: мсье Берте на каменной террасе бара, мсье Бангали - рядом с террасой, и те, что всегда сидели у стойки рядом с игральным автоматом. Они обычно играли с "одноруким бандитом" и, опустошив карманы, толпились вокруг играющих. Мсье Берте приходил раньше других, часто во время сиесты. Он говорил, что дома ему не спалось после работы. Работал он в каком-то офисе, обычно после обеда. Всегда спокойный и всегда в сафари европейского покроя, он заказывал порцию "Белой лошади" со льдом или пиво и усаживался с томиком Леопольда Сенгора. Но обычно он раскрывал одну и ту же растрепанную книгу по истории искусства и скоро начинал дремать. Ничего не нарушало его покоя.
Зимой, в ноябре, когда спадала жара и самые прохладные дни напоминали теплый сентябрь на юге России, начинался сухой сезон. Саванна увядала. Но "У Жаке" все оставалось по-прежнему, только легкий ветер и ящерицы шуршали опавшими листьями. Мсье Берте все так же дремал, пока не приходил мсье Бангали. Очень высокий, в голубом бубу и очках с черными стеклами, он шел величаво и с достоинством, как большинство африканцев. Я не знал, где он работал, но приходил он постоянно. Он говорил, что работал в "Эр Мали", то есть в авиации, хотя в компании было полтора самолета, вечные долги, и она постоянно разваливалась. Бангали не жаловался на жизнь и был сдержан. Мы обменивались с ним приветствиями, он садился к мсье Берте, и они беседовали до поздней ночи, иногда оглушительно хохотали. Торговцы обходили бар, предлагая очки, часы, носки, магнитофонные кассеты, жидкость и мази, отпугивающие москитов, штаны, рубашки, поддельные французские духи. К вечеру во дворик заезжал на итальянском мопеде владелец Жаке. Сзади него сидела его дочка, юная африканская красавица, а впереди, на руле, с серьезным взглядом - маленький сын Жаке. Он подъезжал к нам.
- Здравствуй, Жаке.
- Здравствуй, Геннади, здравствуй, Александр.
- Акани, Жаке?
- Акани.
- Акани кособе?
- Кособе, кособе (Африканские традиционные приветствия на языке бамбара - прим. автора).
Он всегда отвечал нам, спрашивая по-русски: "А как дела?" Дети здоровались с нами. Маленький Жаке тянул крохотную ладошку и внимательно смотрел на нас широко раскрытыми глазами. "Геннади, когда ты приедешь сюда через много лет, он будет вместо меня приносить тебе холодный - холодный "Кастель". Мы заговаривали о детях, Жаке жаловался на то, что очень дорого стоят учебники и учебные принадлежности. "При колониализме учебники и самое необходимое для школы оплачивал колонизатор, - говорил он. - Теперь за все плати сам". Жаке отводил детей в дом, примыкавший к бару. Сгущались сумерки, подтягивались вечерние посетители, въезжая на мопедах "Пежо". Формой фары и стрекотом моторчика они напоминали металлических ос. Мальчишки - официанты, дремавшие от безделья в дневной духоте, теперь сновали между бамбуковыми столиками. В ночном полумраке то и дело раздавалось: "Исса, нам две "Солибры"; "Исса, принеси кока-колы"; "Думбия, виски со льдом". Клиенты посылали мальчишек к уличным торговцам купить пачку или две - три сигареты.
У входа или у каменной террасы бара сидела на маленьком стульчике Дженебе в платье с зелено-черным орнаментом. Она раздувала древесные угли и жарила брошеты - ломтики говядины, вымоченные в уксусном или соевом соусе со стручковым перцем и нанизанные на деревянные палочки. Из больших колонок, поставленных в клумбу с ярко-фиолетовыми цветами, звучала африканская музыка: гриоты (Традиционные африканские певцы - сказители - прим. автора) пели старинные сказания, гвинейский джазовый оркестр "Бабемба" исполнял популярную в Западной Африке мелодию "Ланайи". Безудержно радостное пение разносилось в теплой ночи, под лунным светом дворик - бар преображался в таинственный сад. Неожиданно мелодия "Ланайи" пронзала бесконечной грустью, грустью в ускорявшемся ритме, и чудилось, что черные силуэты деревьев с невообразимо скрюченными и взвившимися в алмазно-звездное небо ветвями сливались с пронзительной грустью "Ланайи", и казалось, они когда-то в дикой пляске навсегда застыли с воздетыми к звездам руками. Какой-то посетитель уже давно один танцевал среди деревьев. Все кругом: природа, посетители, теплый ночной воздух, музыка соединялись удивительной гармонией в окружении городских кварталов, переполненных бедностью. Посетителей понемногу убавлялось. Подходил уставший Жаке, присаживался к нам и заговаривал о житейском: "О, мы такая страна, где слишком много проблем. Везде одни проблемы, день и ночь одни проблемы. Но и мы сами создаем себе проблемы. Ну, скажи, как можно прожить без них, если много детей, бывает 15 или 20? Ведь можно иметь одну - две жены, нет, нашим мало, заводят трех - четырех жен".
- Но зачем, Жаке, если четыре семьи трудно содержать?
- Как зачем, все хотят иметь детей, они самое главное в жизни. Правда, сейчас плохая мировая экономическая конъюнктура, чтобы иметь много детей.
Жаке прощался и уходил домой. К полуночи бар затихал. Если случалось, что туда забредал какой-нибудь подвыпивший чужой посетитель, его быстро успокаивали.
Мы всегда чувствовали себя там спокойно. Только раз ко мне привязался с провокационными репликами утонченно одетый молодой человек в европейском костюме, от которого несло дорогим французским одеколоном. На правах завсегдатая я послал его подальше. Жаке побледнел и резко ответил мне, что пора расходиться. Я понял - что-то не так. Назавтра наш посольский водитель Володя приехал и сказал, чтобы я "не брал в голову за вчерашнее". Это просил его передать мне тот молодой человек, остановивший в городе Володину "Волгу". С утра он оказался в пятнистой форме капитана жандармерии. Мне казалось, что жандармерия относилась к нам уважительно. Однажды, доставляя своих коллег по домам, я сильно превысил скорость и вообще въехал под запретительный знак. Было около двух ночи. Мы едва остановились, как "Ниву" окружили люди в черных шинелях с десантными "Калашниковыми" наперевес. В черных очках при луне они словно сошли со страниц Грэхема Грина. Они появились внезапно, выскакивая из джипа, и я стал выстреливать слова, чтобы предупредить их действия. Мы объяснились. Я извинился за нарушение правил вождения, и жандармы вежливо посоветовали быть осторожней. В другой раз коллега - преподаватель за рулем "Судзуки" не заметил в темноте канавы, и я пролетел над его головой с десяток метров. Будто из-под земли взявшиеся молодые люди, одетые как случайные прохожие, предложили проводить нас домой. У ворот моей виллы мы поблагодарили их и стали, как принято, расплачиваться. "Мсье Геннадии, - сказал один из них, - вы честно и хорошо учите студентов. Вы - друг нашего народа. Спокойной ночи". Ночь была спокойной. Наш покой, быть может, охраняли добрые африканские духи.

***
В конце ноября - декабря, когда наступила африканская зима и температура опускалась к утру до +10 градусов, дворик "У Жаке" к ночи совсем пустел. Прячась от холода, посидельцы перебирались в помещение без окон, служившее складом. В накрахмаленных, шитых серебряной ниткой бубу, в табачном дыму, будто греясь у очага, они спокойно и оживленно заводили беседы, наверное, похожие на таинственные церемонии седой африканской древности. Все было необыкновенно в такую ночь. Ветер раскачивал фонарь за дувалом, освещавший выход. Ничего не нарушало тишины, кроме чуть слышного шелеста листвы. Уходила полночь, приближалось утро, и так не хотелось расставаться с иллюзиями пребывания вне времени и реальности, так не хотелось возвращаться к повседневным дрязгам советской колонии. От тускло освещенной стойки бара изредка раздавался раскатистый смех. В проеме входа видны были медленно шевелившиеся черные тени: то бродяги, кутаясь в пыльные лохмотья, грелись у тлеющего костра в придорожном кювете. С манго, акаций и хинных деревьев на каменную террасу бара сыпались высохшие листья. Они увядали и падали уже много дней, но кроны оставались густыми. В тиши столь редкой здесь прохладной лунной ночи казалось, что природа шептала строки Гауссу Диаварры:
"Как скатываются горькие слезы
Из грустных глаз наших матерей,
Так сорванные ветром тихо
Опадают
Листья манговых деревьев" (Гауссу Диаварра. Ноябрь. (перевод с французского автора).

Бамако - Иркутск - Листвянка, 1990 - 1993.

 

Исторический факультет ИГУ, историки, студенты-историки, выпускники истфака ИГУ, выпускники-историки, историки-выпускники, выпуск 1997 года, исторический факультет Иркутского государственного университета, выпуск 1997 года ИГУ, alma-mater, historia magistra vitae est, выпуск истфака, Иркутск, истфак ИГУ, Чкалова 2, выпускники Иркутского госуниверситета, однокурсники, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета, Аграфонов Михаил, Алаев Борис, Антипина Алена, Антонов Евгений, Афанасов Олег, Афонин Павел, Бокарев Алексей, Буданов Роман, Васильев Сергей, Васильева Марина, Верюжский Алексей, Винокурова Наталья, Говорина Алена, Гонина Наталья, Гончаренко Андрей, Дворная Вера, Долгих Федор, Емельянов Сергей, Емельянцева Ирина, Журман Алена, Зыков Антон, Игумнова Людмила, Копылов Михаил, Корнильцева Ольга, Кузьмина Светлана, Лисичникова Анна, Меркулова Елена, Мурзиновский Денис, Наумова Ирина, Новосельский Игорь, Орлова Елена, Павлов Андрей, Пежемский Денис, Пешкова Надежда, Плотникова Мария, Преловский Константин, Ромазин Роман, Савинова Елена, Селин Андрей, Сидоров Андрей, Скрябиков Павел, Солоненко Владимир, Спирин Николай, Ступина Елена, Трошенкова Ольга, Туркин Геннадий, Тютрин Андрей, Уватова Ольга, Упкунов Игорь, Харунов Рамиль, Царева Ольга, Чупрова Ольга, Шабалин Алексей, Яковлев Алексей, набережная Гагарина, Иркутск, исторический факультет Иркутского государственного университета, истфак ИГУ, историки, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета.
Используются технологии uCoz