Проекты
ИСТОРИКИ-1997 --- Проекты --- Памяти Г.Н. Новикова --- Воспоминания об Африке

ПАМЯТИ
ГЕННАДИЯ НИКИФОРОВИЧА
НОВИКОВА
Воспоминания, биобиблиография, неопубликованное

К 60-летию со дня рождения

Г.Н.НОВИКОВ

ГЛАВЫ ИЗ НЕНАПИСАННОЙ
КНИГИ ОБ АФРИКЕ

Первые месяцы в советской колонии
и путешествие в Москву

Как ни трудно было вживаться в африканский быт и работу, основные проблемы поначалу доставали с родной стороны. Доходило, можно сказать, до смешного, если бы в тех условиях это не выбивало из колеи. Партийный дух витал на нами, несмотря на тяготы пребывания в тропиках, командированные втайне были озабочены продлением командировок. А быть высланным за какой то-проступок вообще означало жестокий удар и подрывало карьеру. Человеческие качества остро проявлялись в мелочах.
Явился я к партсекретарю вставать на учет, сдавая открепительный талон в виде крохотной бумажки. (Партбилеты мы сдавали перед отъездом в ЦК КПСС). Женщина, ответственная за постановку на учет, строго взглянула на меня: "Как вы относитесь к партийным документам, вы помяли талон". Случайно (?) присутствовавший при этом руководитель группы преподавателей весь вздернулся: "Что вы себе позволяете…" Внутри все клокотало от унижения и глупости, но пришлось промолчать. Тягостно было ходить раз в неделю на занятия по политпросвещению. Все было, как положено на родине. Надо было утверждать план занятий, закреплять знания трудов классиков. Обществоведам доставалась роль ведущих занятия. На первом году я еще не знал, что после защиты докторской диссертации мне достанется общественная должность руководителя сети политкружков в советской колонии в Мали. Народ в душе все понимал и воспринимал занятия внешне спокойно, даже с юмором, как необходимую общественную нагрузку ради работы в загранкомандировке. Некоторые даже проявляли рвение в цитировании работ классиков. Помню, что в нашем кружке, которым я также руководил, помимо заведования всей сетью политпросвещения, были, кроме меня, преподаватели естественных наук, и мы старались сколько возможно рационально использовать время, увязывая "изучение" Маркса и Ленина с обсуждением насущных вопросов африканского развития, например, как избавить континент от засухи, сколь реально извлекать в промышленных масштабах электрический ток из солнечной энергии, как сделать выгодными для нашей страны торгово-экономические отношения с бедными африканскими странами, которые занимали и занимали деньги у нас, у Запада, у арабских стран.
Висящей угрозой для преподавателей был требуемый минимум учебной нагрузки - 12 аудиторных часов в неделю. Кому везло, в классе было человек по 20-30 студентов, у нас, в Национальной административной школе на младших курсах, где мы в основном читали лекции, их число доходило до 100 и более. Лекции начинались в 8 утра, две пары заканчивались в полдень. Кто преподавал с обеда, тому везло, ибо в жару все как-то шло на спад, в том числе и посещаемость. Так случилось, что мне досталось всего 4 часа в неделю "Истории политических идей", которую и должен был читать по контракту.
В аппарате экономсоветника мне дали понять, что это недопустимо мало, и я пошел к директору Амаду Н'Дияю просить хоть что. Он нашел для меня 4 часа "Международных отношений". Но я, что называется, "попал на карандаш" как слабо загруженный. Как намекнул мне коллега, кое-кого раздражало и то, что я должен был защищать докторскую диссертацию.
В ЭНА меня подменили, директор отпустил без проблем, в посольстве отнеслись тоже по доброму, и в конце марта должен был вылететь в Москву для защиты диссертации в МГУ. Но тут задул Храматтан, ветер из Сахары, несший на тысячи километров мельчайшую взвесь песка. Небо затянуло, аэропорт закрылся. Самолеты не летали ни в одном направлении, а дата защиты была назначена. Казалось, все было против, но, наконец, ветер стих, а дату защиты в Москве перенесли на неделю позже в связи с командировкой председателя диссертационного Совета проф. Ю.С.Кукушкина. Вовремя успел прилететь, подготовиться к защите. Защитился успешно по новейшей истории Франции, а точнее по истории голлизма в первое десятилетие после отставки президента де Голля. Надо было срочно возвращаться на работу в Бамако и оформлять документы для ВАКа. Сидел ночами, накачиваясь кофе так, что сердце колотилось как бешеное. Все равно не успевал. Помогли друзья и коллеги-франковеды из МГУ, особенно Наталья Николаевна Наумова, за что я вспоминаю ее с особой благодарностью.
Проходил пограничный контроль в Шереметьево до того осунувшимся от напряжения и недельной бессонницы после защиты, что пограничник засомневался, тот ли это человек, сличая фото на паспорте, и обратился к старшему начальнику. "Так, куда это он собрался",- взглянул на меня майор.
В самолете заснул мгновенно. Очнулся при промежуточной посадке в аэропорту Будапешта "Ферихедь". Задремал в зале транзитных пассажиров, и венгерский пограничник с автоматом наперевес разбудил меня, когда пассажиры садились в самолет. После следующей промежуточной посадки в Триполи прилетели в Бамако, и я почувствовал, что самое большое дело десяти лет напряженной работы было сделано.
Вскоре наступило 1 Мая, мы отметили его своеобразно, проведя трудовой праздник. Партком поручил преподавателям выполнить весьма ответственное задание: покрасить стены посольства. Нашей подгруппе выпала особая честь покрасить в серый цвет посольские ворота.
Все эти мелочи, в общем, психологически неприятные были сущей ерундой в сравнении с тяжелой преподавательской работой. Но, как сказал поэт, у большинства из нас к концу первого учебного года "жизнь входила в берега", если не считать того, что организм еще не успевал адаптироваться к тропическому климату.

 

Исторический факультет ИГУ, историки, студенты-историки, выпускники истфака ИГУ, выпускники-историки, историки-выпускники, выпуск 1997 года, исторический факультет Иркутского государственного университета, выпуск 1997 года ИГУ, alma-mater, historia magistra vitae est, выпуск истфака, Иркутск, истфак ИГУ, Чкалова 2, выпускники Иркутского госуниверситета, однокурсники, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета, Аграфонов Михаил, Алаев Борис, Антипина Алена, Антонов Евгений, Афанасов Олег, Афонин Павел, Бокарев Алексей, Буданов Роман, Васильев Сергей, Васильева Марина, Верюжский Алексей, Винокурова Наталья, Говорина Алена, Гонина Наталья, Гончаренко Андрей, Дворная Вера, Долгих Федор, Емельянов Сергей, Емельянцева Ирина, Журман Алена, Зыков Антон, Игумнова Людмила, Копылов Михаил, Корнильцева Ольга, Кузьмина Светлана, Лисичникова Анна, Меркулова Елена, Мурзиновский Денис, Наумова Ирина, Новосельский Игорь, Орлова Елена, Павлов Андрей, Пежемский Денис, Пешкова Надежда, Плотникова Мария, Преловский Константин, Ромазин Роман, Савинова Елена, Селин Андрей, Сидоров Андрей, Скрябиков Павел, Солоненко Владимир, Спирин Николай, Ступина Елена, Трошенкова Ольга, Туркин Геннадий, Тютрин Андрей, Уватова Ольга, Упкунов Игорь, Харунов Рамиль, Царева Ольга, Чупрова Ольга, Шабалин Алексей, Яковлев Алексей, набережная Гагарина, Иркутск, исторический факультет Иркутского государственного университета, истфак ИГУ, историки, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета.
Используются технологии uCoz