|
Проекты
|
ИСТОРИКИ-1997
--- Проекты
--- История
и историки --- Яровой В.В. |
|
|
С.И.
Кузнецов, доктор исторических наук, профессор.
Ю.А. Петрушин, доктор исторических наук, профессор.
История и историки
90 лет исторической школе Иркутского государственного
университета
|
|
Памятная книга исторического факультета
|
|
|
Родился
22 сентября 1936 г. в г. Константиновка Донецкой обл. С 1941
г. жил в г. Черемхово. В 1955 г. поступил на историко-филологический
факультет Иркутского пединститута, позже перевелся в ИГУ,
который окончил в 1960 г. Аспирант (1961-1963 гг.). Защитил
кандидатскую диссертацию "Политика США в Китае в 1913-1917
гг." в 1970 г. в Томском университете. В 1990 г. защитил
докторскую диссертацию "Происхождение англо-американской
войны 1812-1815 гг." в Институте всеобщей истории АН
СССР. На историческом факультете ИГУ читал курс новой истории
стран Европы и Америки и спецкурсы. Подготовил одного кандидата
наук. Был членом диссертационного совета по историческим наукам
в ИГУ. Мастер спорта СССР по конькобежному спорту.
Некролог
20 апреля
после тяжелой продолжительной болезни скончался Владимир Владимирович
Яровой - известный историк-американист, доктор исторических
наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений
Иркутского государственного университета. Глубокой скорбью
отозвалась эта весть в сердцах коллег, многочисленных учеников,
всех тех, кто знал и любил Владимира Владимировича.
В.В. Яровой родился 22 октября 1936 г. После окончания исторического
факультета Иркутского университета в 1960 г. его судьба была
неразрывно связана с историческим факультетом ИГУ, где он
прошел путь от аспиранта до профессора кафедры. Владимир Владимирович
специализировался в области истории внешней политики США и
международных отношений. В 1970 г. он блестяще защитил в Томском
государственном университете кандидатскую диссертацию, а в
1990 г. в Институте всеобщей истории АН СССР в Москве - докторскую.
Как специалист высшей квалификации, он был признанным авторитетом
по всеобщей истории. Его перу принадлежат несколько монографий,
учебных пособий, многочисленные статьи. Его труды всегда служили
образцом высокой профессиональной культуры. Несмотря на тяжелый
недуг, он до последних дней не прерывал своей научной и педагогической
деятельности. При его активном участии университетом подготовлены
сотни квалифицированных специалистов-историков для школ и
вузов, музеев и архивов Иркутска, Иркутской области, Сибири
и России. В его лице прекрасно сочетался педагог и исследователь.
В течение многих лет Владимир Владимирович являлся членом
специализированного совета по защите докторских диссертаций
по историческим специальностям в Иркутском университете, бессменным
представителем исторического факультета в Ученом совете ИГУ.
Обладая глубокими и разносторонними познаниями в области истории,
В.В. Яровой был прекрасным лектором, что снискало ему глубокое
уважение и любовь многих поколений студентов.
От нас ушел замечательный ученый, талантливый педагог, прекрасный
человек. Память о Владимире Владимировиче Яровом, яркой и
незаурядной личности, навсегда сохранится в наших сердцах.
(Восточно-Сибирская
правда. 2005. 26 апреля.)
Т.П.
Кальянова
Слово об учителе
Профессор
Владимир Владимирович Яровой был ярким, талантливым человеком
и очень много значил для исторического факультета Иркутского
государственного университета. Мы хотим вспомнить Владимира
Владимировича, выразить нашу признательность за его кропотливый
труд по обучению и воспитанию многих поколений историков.
Владимир Владимирович Яровой родился 22 сентября 1936 г. в
городе Константиновке Донецкой области (Украина). В 1937 г.
из-за голода на Украине был переправлен в Иркутск к деду,
спецпереселенцу, бывшему офицеру лейб-гвардии казачьего полка.
С 1941 г. он проживал в городе Черемхово, где в 1954 г. окончил
среднюю школу. В 1954 г. работал разметчиком на заводе тяжелого
машиностроения в г. Иркутске. В 1955-1960 гг. уважаемый юбиляр
- студент историко-филологического факультета Иркутского педагогического
института, затем - университета.
Сейчас почти невозможно восстановить, как появился тот интерес
к истории, который привел выпускника Черемховской школы на
исторический факультет иркутских вузов. В запомнившихся разговорах
были упоминания о том, что его когда-то увлекли рассказываемые
на уроках истории мифы Древней Греции. Как бы то ни было,
но к моменту окончания школы этот смутный детский интерес
превратился в осознанный выбор.
По воспоминаниям людей, хорошо знавших Владимира Владимировича,
в его жизни были два очень важных дела, в которых он достиг
значительных успехов: конькобежный спорт и история.
В конькобежном спорте В.В. Яровой достиг выдающихся результатов.
Он стал мастером спорта, был членом сборной Российской Федерации,
участвовал в дружеской встрече конькобежных сборных команд
РСФСР и Швеции, оказался в десятке лучших бегунов на зимней
Спартакиаде народов СССР.
В 1960 г. Владимир Владимирович был в числе выпускников историко-филологического
факультета Иркутского государственного университета. В его
научной судьбе большую роль сыграл заведующий кафедрой всеобщей
истории профессор Сергей Владимирович Шостакович.
На кафедре всеобщей истории в те времена создавался тот преподавательский
состав, который в следующие десятилетия сделал ее одной из
наиболее динамичных и интересных кафедр на историческом факультете
и в университете. Сформированная в годы войны, она испытывала
острую нехватку квалифицированных кадров, способных не только
профессионально читать учебные курсы по истории зарубежных
стран, но и заниматься научной деятельностью.
По замыслу заведующего кафедрой, совмещение педагогической
лекторской деятельности с научными изысканиями было необходимым
условием, обеспечивавшим высокий уровень подготовки выпускников.
С.В. Шостакович сумел в спортивном молодом человеке, каким
в ту пору был Владимир Владимирович, увидеть задатки, необходимые
для научно-педагогической деятельности.
В 1961-1963 гг. В.В. Яровой, будучи аспирантом Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова, окончательно
увлекся американистикой, которая стала сферой его научных
интересов. Его учителями были крупные ученые И.С. Галкин,
Г.Н. Севостьянов. По окончании аспирантуры он вернулся на
кафедру всеобщей истории Иркутского университета, стал читать
лекции и вести семинарские занятия по новой истории стран
Европы и Америки. В 1970 г. в Томском университете Владимир
Владимирович защитил кандидатскую диссертацию на тему "Политика
США в Китае в 1913-1917 гг."
Американские исследования в советском провинциальном университете
могут стать отдельной темой, требующей особого изучения. Немногие
кафедры в Советском Союзе в то время имели специалистов по
этому научному направлению. Еще меньше было таких, чей уровень
американских исследований признавался столичной наукой. Именно
таким признанным американистом был В.В. Яровой.
В то время кафедра всеобщей истории на историческом факультете
Иркутского государственного университета была во многом уникальной
структурой. Все периоды мировой истории, начиная с первобытности
и до современности, студенты узнавали от преподавателей этой
кафедры. Идея единства всего человечества, соразмерность универсального
и особенного в судьбе народов и стран находила зримое воплощение
в таких лекциях.
В составе кафедры была лаборатория археологии, занимавшаяся
исследованием сибирского региона. Более распространенной в
те времена оказывалась практика включения археологов в состав
кафедр истории СССР. Археологи по роду своей деятельности
оказывались динамичными людьми, в меньшей степени связанными
с обязательной идеологией. По сравнению с некоторыми сферами
знания, представленными на исторических факультетах, археология
воспринималась как точная наука, имеющая обязательные исследовательские
методы, занимающаяся типологизацией материальных, земных,
а не эфемерных артефактов. Исследовательская атмосфера, складывавшаяся
на кафедре всеобщей истории, формировалась такими разными
подходами, располагала к обсуждению неоднозначных исторических
фактов.
В.В. Яровой был одним из тех, кто создавал профессиональную
среду и задавал уровень исследовательского мастерства на кафедре.
Научность понималась как точность, достоверность, критическое
восприятие источника, стремление обнаружить закономерности,
скрытые за тем или иным событием и фактом истории. В отличие
от других разделов исторической науки всеобщая история позволяла
обнаруживать вопросы и проблемы, выходящие за рамки предлагавшихся
ортодоксальных ответов. В курсе истории нового времени Европы
и Америки даже произведения классиков марксизма присутствовали
по-иному. Здесь работы К. Маркса и Ф. Энгельса были одним
из видов исторических источников, сохранивших сведения о том
времени, когда они были написаны. Из неприкосновенных идеологических
текстов они поневоле могли превратиться в один из человеческих
документов своей эпохи.
Характерной чертой научной атмосферы на кафедре был универсализм
и широта мышления, происходящая из всемирности ее предметов.
Включенность сибирского региона напоминала о том, что Сибирь
была частью мира, и такой же частью был Советский Союз. Это
отличало тот взгляд на всемирную историю, который был естественным
на кафедре всеобщей истории, от представлений об универсальности
и уникальности, существовавших на других кафедрах факультета.
Своеобразием кафедры всеобщей истории была также неспешная
основательность карьерного роста, что обеспечивало своеобразный
"естественный отбор" на основе подлинного интереса
к познанию. Научная работа предполагала использование иностранных
источников и работ зарубежных авторов, а они не всегда существовали
на русском языке. Изучение иностранного языка оказывалось
одним из препятствий, останавливавших тех, кто был ориентирован
на быстрое продвижение к ученым званиям и степеням. Только
живой интерес, некая самоотверженность и строгая самодисциплина
могли постепенно привести к ним.
Именно такими качествами обладал В.В. Яровой. Спортивное прошлое
очень пригодилось ему в этом.
Трудно предполагать, что в средней школе или в неязыковом
вузе в военные и послевоенные годы можно было так выучить
иностранный язык, чтобы потом свободно читать большое количество
англоязычной литературы. Только большая сила воли, жесткая
самоорганизация могли помочь самостоятельно изучать английский
язык и читать на нем нужные книги.
Получение необходимых книг по американистике в Иркутске тоже
представляло немалую проблему. По межбиблиотечному абонементу
московские библиотеки присылали микрофильмы. Чтобы читать
эти пленки, нужно было особое приспособление. Владимир Владимирович
однажды рассказывал, что он использовал детский диапроектор,
через который на стену выводил изображение и так читал английский
текст.
В.В. Яровой всегда большое значение придавал изучению и знанию
иностранных языков. Работа с иноязычной литературой рассматривалась
как необходимое условие научных исследований на кафедре всеобщей
истории. Такое знакомство с иной научной традицией, с другими
взглядами могло создать новое видение и научной проблемы,
и надвое разделенного тогда мира.
Одним из внутренних вопросов, который в 70-80-е гг. мог появиться
у человека, занимающегося историей, была проблема отношения
к истории КПСС. Возможность преодоления идеологической и методологической
ограниченности он видел в Методологическом семинаре, которым
он руководил более 30 лет. Владимир Владимирович придавал
большое значение этому Семинару еще и потому, что так возникала
возможность научных дискуссий, обсуждения проблем, не имеющих
окончательного решения, существующих на стыках разных сфер
знания. Научный поиск мог осуществляться только в соответствующей
профессиональной среде, которая задает стандарты профессионального
качества для индивидуальных исследований.
Наука, научность были для В.В. Ярового своеобразными символами
веры, той высшей мерой, которой он измерял разные сферы истории.
Многолетние исследования американской истории начала XIX в.
проводились Владимиром Владимировичем в библиотеках и архивах
Москвы, Ленинграда, Одессы. 14 ноября 1990 г. на Ученом Совете
Института всеобщей истории АН СССР он защитил докторскую диссертацию
на тему "Происхождение англо-американской войны 1812-1815
гг."
На протяжении многих лет В.В. Яровой редактировал сборники
трудов кафедры всеобщей истории. Он считал публикацию непременным
итогом научного исследования. Последний сборник, который Владимир
Владимирович успел подготовить к печати, вышел в 2002 г. Он
был посвящен памяти его учителя и основателя кафедры всеобщей
истории профессора С.В. Шостаковича.
Своеобразие личности В.В. Ярового в полной мере проявлялось
в его лекциях. Он умел говорить немногословно, но очень емко
и весомо. Несколькими штрихами мог создать образ времени,
дать яркую характеристику политическим деятелям, выделить
скрытые причины исторических событий. Он учил анализировать
предлагавшийся исторический материал, замечать специфику отдельных
периодов и стран, находить общие тенденции хода истории. Увлеченность
своим предметом, интерес к мельчайшим деталям, существовавшим
в прошедшие времена, уважительное отношение к людям, попавшим
в поле зрения историка - эти качества воспитывал В.В. Яровой
в своих студентах.
Очень много значила для В.В. Ярового кафедра всеобщей истории.
Для него было характерно сильно выраженное чувство долга перед
кафедрой. Порой казалось, что свою деятельность он понимал
как служение ей. Интересы кафедры, перспективы ее развития
были приоритетными для него. Исходя из этого, он готовил своих
учеников, очень строго отбирая самых талантливых и достойных.
Одним из его учеников был Александр Дмитриевич Агеев, изучавший
экспедицию Льюиса и Кларка. Умение увидеть перспективы было
одним из важных качеств В.В. Ярового.
В.В. Яровой умел не только разглядеть в студенте еще не проявившийся
талант, он старался помочь развиться замеченному дарованию.
Будучи руководителем дипломной работы, Владимир Владимирович
увидел большие возможности еще одного своего ученика, Геннадия
Никифоровича Новикова. Он помог реализоваться его талантам,
гордился его успехами и постоянно поддерживал, когда Геннадий
Никифорович стал заведующим кафедрой новой и новейшей истории
и международных отношений. В учениках он видел продолжение
своего дела и будущее кафедры всеобщей истории.
На протяжении многих лет Владимир Владимирович был членом
ученого совета Иркутского государственного университета, был
членом совета и руководил учебно-методической комиссией исторического
факультета.
Основные
труды
К
вопросу об американо-японских отношениях в 1916 г. // Тр.
ИГУ. - 1968. - Т. 55. - Серия ист. - Вып. 1. - С. 234-258.
Политика США в Китае в годы первой мировой войны // Основные
проблемы истории США в американской историографии 1861-1918
гг. - М. : Наука, 1974.
Борьба за республику в Китае и политика США (июль 1915-1916
гг.) // Вопросы истории международных отношений и колониальной
политики. - Иркутск / Иркут. ун-т, 1974.
Американская политика эмбарго в начале XIX века : учеб. пособие.
- Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1980.
Англо-американское соперничество в сфере торгового мореплавания
в 1803- 1807 гг. // Экспансионистская политика США в первой
половине XIX века. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1981.
Англо-американские отношения в канун войны 1812-1815 гг. //
Американский ежегодник. - М. : Наука, 1982.
Происхождение англо-американской войны 1812-1815 гг. - Иркутск
: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.
Англо-американская война 1812-1815 гг.: Причины, характер,
этапы : учеб. пособие. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1993.
Лит.: Профессор Яровой Владимир Владимирович. К 60-летию со
дня рождения. - Иркутск, 1996. - 7 с.
|
|
|
|
|
|
|
Исторический
факультет ИГУ, историки, студенты-историки, выпускники истфака ИГУ, выпускники-историки,
историки-выпускники, выпуск 1997 года, исторический факультет Иркутского
государственного университета, выпуск 1997 года ИГУ, alma-mater, historia
magistra vitae est, выпуск истфака, Иркутск, истфак ИГУ, Чкалова 2, выпускники
Иркутского госуниверситета, однокурсники, студенты исторического факультета
ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997,
преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997,
историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного
университета, Аграфонов Михаил, Алаев Борис, Антипина Алена, Антонов Евгений,
Афанасов Олег, Афонин Павел, Бокарев Алексей, Буданов Роман, Васильев Сергей,
Васильева Марина, Верюжский Алексей, Винокурова Наталья, Говорина Алена,
Гонина Наталья, Гончаренко Андрей, Дворная Вера, Долгих Федор, Емельянов
Сергей, Емельянцева Ирина, Журман Алена, Зыков Антон, Игумнова Людмила,
Копылов Михаил, Корнильцева Ольга, Кузьмина Светлана, Лисичникова Анна,
Меркулова Елена, Мурзиновский Денис, Наумова Ирина, Новосельский Игорь,
Орлова Елена, Павлов Андрей, Пежемский Денис, Пешкова Надежда, Плотникова
Мария, Преловский Константин, Ромазин Роман, Савинова Елена, Селин Андрей,
Сидоров Андрей, Скрябиков Павел, Солоненко Владимир, Спирин Николай, Ступина
Елена, Трошенкова Ольга, Туркин Геннадий, Тютрин Андрей, Уватова Ольга,
Упкунов Игорь, Харунов Рамиль, Царева Ольга, Чупрова Ольга, Шабалин Алексей,
Яковлев Алексей, набережная Гагарина, Иркутск, исторический факультет Иркутского
государственного университета, истфак ИГУ, историки, студенты исторического
факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания
ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты,
ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского
государственного университета. |