Проекты
ИСТОРИКИ-1997 --- Проекты --- История и историки --- Труфанов М.П.

С.И. Кузнецов, доктор исторических наук, профессор.
Ю.А. Петрушин, доктор исторических наук, профессор.

История и историки
90 лет исторической школе Иркутского государственного университета

Памятная книга исторического факультета

Труфанов Михаил Петрович
(1946-1995)
Кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории СССР

Историк и педагог как призвание
Основные труды

 

Ю.А. Петрушин
Историк и педагог как призвание

Благородная, высокая история Иркутского госуниверситета состоит из судеб тех, кто трудился в его стенах и своим подвижничеством, дерзновением, честным кропотливым трудом шаг за шагом вносил свой неповторимый штрих в портрет нашей альма-матер. К их числу мы с полным правом можем отнести Михаила Петровича Труфанова, кандидата исторических наук, доцента исторического факультета, которому в эти дни исполнилось бы 60 лет.
М.П. Труфанов родился 21 ноября 1946 г. в деревне Верхний Кукут Эхирит-Булагатского района Иркутской области в семье механизатора и учительницы начальных классов. Отец Михаила, Пётр Павлович, был участником Великой Отечественной войны, орденоносцем. Мать Михаила, Евдокия Николаевна, была его первой учительницей. Она привила сыну неуёмную тягу к гуманитарным знаниям, которую он пронёс через всю свою жизнь.
В дружной семье Труфановых присутствовал дух взаимоуважения, честности друг к другу и окружающим. Прочная семья, нелёгкий труд на земле, неповторимая природа родного края формировали у Михаила дружелюбие, уравновешенность, добросовестное отношение к труду, любовь к Отечеству и малой родине. Не случайно, когда он уже работал в университете, в свободное время старался побывать на родине, поддержать добрым словом мать, братьев, помочь по хозяйству. Доблестная служба М.П.Труфанова в рядах Советской Армии (он был награждён правительственными медалями) закалила его характер, укрепила лидерские качества.
После демобилизации в 1968 г. перед М.П.Труфановым встал вопрос продолжения образования. Он выбрал гражданскую стезю, его тянуло к истории, познанию человека и общества. Исторический факультет Иркутского госуниверситета с его высоким профессионализмом и духом свободомыслия давал возможность пытливой молодёжи реализовать свои способности и научные интересы.
М.П.Труфанов сразу увлечённо окунулся в мир истории, активно включился в общественную студенческую жизнь. Он попал в родную стихию, нашёл своё призвание. Ему было интересно всё: учиться истории, заниматься научной работой, участвовать в комсомольской жизни, работать в стройотряде, играть в шахматы с друзьями, петь песни у костра с однокурсниками, общаться с видными сибирскими историками, своими учителями Ф.А.Кудрявцевым, С.Ф.Ковалем, В.Т.Агалаковым, И.И.Кузнецовым.
Из всего многообразия интересов у Михаила постепенно складывается основное научное увлечение проблемами источниковедения, историографией и методами научного исследования. Его, на наш взгляд, определило участие М.П.Труфанова ещё со студенческой поры в историко-этнографических экспедициях под руководством мудрого наставника С.Ф.Коваля. М.П.Труфанову было по душе беседовать с сельскими респондентами, он хорошо понимал психологию и ментальность людей, трудившихся на земле. По существу пытливый, молодой исследователь-историк стоял у истоков исторической антропологии, которая была в немилости у советских идеологов. М.П.Труфанов интуитивно ощущал злободневность познания мира человека, коллектива учёных университета, своего родного округа, сельской жизни. Отсюда становится понятным искренний научный интерес М.П.Труфанова к сбору материалов повседневной истории, написание истории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Иркутского госуниверситета, слюдяной промышленности Восточной Сибири, более трёх десятков статей. В уникальном архиве историка сохранились сотни карточек-персоналий видных учёных Сибири, города, простых людей труда. Этот материал ждёт своего исследователя.
Попытка М.П.Труфанова осмыслить и понять соотношение индивидуальной и социальной истории на фоне изменяющейся исторической реальности конца 1980-х - начала 1990-х гг. придала ему новые силы по перестройке учебно-методической работы, совершенствованию педагогической практики. Он быстро обновлял курс источниковедения, вникал в актуальные историографические проблемы отечественной истории, теории и методологии истории. "Перелопаченный" М.П.Труфановым исторический материал быстро вводился в научный оборот, в учебный процесс. Лекции, семинарские занятия, курсовые и дипломные работы, выполненные под руководством Михаила Петровича, помогали студентам и аспирантам-историкам на рубеже 80-90-х гг. прошлого века сравнительно быстро преодолевать догматические барьеры в отечественной историографии, формировали историографическую культуру студенческой молодёжи в духе современных требований мировой истории. Студенты-историки отвечали ему уважением, поддерживали организованность и требовательность своего напористого педагога.
Признаюсь, что и нам, его коллегам, М.П.Труфанов не давал дремать в условиях сложных перемен в обществе и исторической науке. Он всегда был в курсе книжных новинок, современных веяний в гуманитарной среде, давал толковые советы, высказывал критические замечания по диссертациям и научным исследованиям. Неравнодушие к коллегам и предмету изучения проявлялось у Михаила Петровича в искренней горячности в спонтанных спорах, возникающих на кафедрах истории России и современной отечественной истории, лаборатории истории Сибири по теоретико-методологическим аспектам истории, философии истории. Это заставляло нас активизировать научную и учебно-методическую работу со студентами на историческом факультете.
По складу своего характера и воспитанию М.П.Труфанов был открыт для людей. Неслучайным стал его заметный вклад в общественно-политическую жизнь университета. При всей противоречивости современных оценок этой сферы жизни советского общества отметим, что М.П.Труфанов свои силы и здоровье отдавал развитию родного университета, в котором он учился и проработал без малого 30 лет. К счастью, он не стал (да и не мог бы стать) ортодоксальным партфункционером. В памяти коллектива университета он остался честным и порядочным человеком.
Судьба отвела М.П.Труфанову столько времени, чтобы оставить о себе заметный след в жизни. Самобытный историк, увлечённый и талантливый педагог, прошедший армейскую школу и общественную практику, неформальный лидер, он был надёжным другом для своих друзей, любимым мужем и счастливым отцом. М.П.Труфанов познал в жизни спады и взлёты, но всегда оставался оптимистом и жизнелюбом, сохранял верность призванию историка и педагога. Оно живёт в его многочисленных учениках и людской памяти.

(Восточно-Сибирская правда, 29 ноября 2006.)

Основные труды

Основание университета и деятельность первых факультетов (1918-1920 гг.) //Иркутский государственный университет им. А.А.Жданова - крупнейший учебно-методический центр Восточной Сибири (Краткий исторический очерк). - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1978. - С.9-15.
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в 1937-1991 гг. Гл. 9. - М., 1995. - С.431-541.
Лит.: Труфанова В.В. Труфанов Михаил Петрович (1946-1995). К 60-летию со дня рождения. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. - 22 с.

 

 

 
Исторический факультет ИГУ, историки, студенты-историки, выпускники истфака ИГУ, выпускники-историки, историки-выпускники, выпуск 1997 года, исторический факультет Иркутского государственного университета, выпуск 1997 года ИГУ, alma-mater, historia magistra vitae est, выпуск истфака, Иркутск, истфак ИГУ, Чкалова 2, выпускники Иркутского госуниверситета, однокурсники, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета, Аграфонов Михаил, Алаев Борис, Антипина Алена, Антонов Евгений, Афанасов Олег, Афонин Павел, Бокарев Алексей, Буданов Роман, Васильев Сергей, Васильева Марина, Верюжский Алексей, Винокурова Наталья, Говорина Алена, Гонина Наталья, Гончаренко Андрей, Дворная Вера, Долгих Федор, Емельянов Сергей, Емельянцева Ирина, Журман Алена, Зыков Антон, Игумнова Людмила, Копылов Михаил, Корнильцева Ольга, Кузьмина Светлана, Лисичникова Анна, Меркулова Елена, Мурзиновский Денис, Наумова Ирина, Новосельский Игорь, Орлова Елена, Павлов Андрей, Пежемский Денис, Пешкова Надежда, Плотникова Мария, Преловский Константин, Ромазин Роман, Савинова Елена, Селин Андрей, Сидоров Андрей, Скрябиков Павел, Солоненко Владимир, Спирин Николай, Ступина Елена, Трошенкова Ольга, Туркин Геннадий, Тютрин Андрей, Уватова Ольга, Упкунов Игорь, Харунов Рамиль, Царева Ольга, Чупрова Ольга, Шабалин Алексей, Яковлев Алексей, набережная Гагарина, Иркутск, исторический факультет Иркутского государственного университета, истфак ИГУ, историки, студенты исторического факультета ИГУ, годы учебы 1992-1997, год поступления 1992, год окончания ИГУ 1997, преподаватель ИГУ, преподаватели, студенты, историки-студенты, ИСТОРИКИ-1997, историки 1997 года, выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета.
Используются технологии uCoz