В высшей школе
историческое образование предполагает не только преподавание системы
исторических дисциплин, но и неразрывно связанный с ним научный
поиск, вводящий в оборот новый, ранее не известный материал, изменяющий
концепции и методологические подходы, создающий новые центры. 90
лет назад таких учебно-научных центров в Сибири было всего два:
Томский (1888) и Иркутский (1918) университеты, где были открыты
историко-филологические факультеты. Началась подготовка историков
в обширном регионе. Историко-филологический факультет ИГУ возглавил
профессор русской истории В.И.Огородников. Учебные курсы стали читать
достаточно известные в науке профессора и приват-доценты Б.К.Пашков,
И.Г.Франк-Каменецкий, К.В.Кудряшов, Н.Н.Козьмин, Б.Э.Петри, М.К.Одинцова
и др. Факультет имел три отделения: славяно-русское, историческое
и восточное.
В 1920 году историко-филологический и юридический факультеты были
слиты в один гуманитарный с шестью отделениями: экономическим, общественно-правовым,
историческим, философско-педагогическим, филологическим и восточным.
Всего в этот период в университете действовало пять факультетов:
гуманитарный, физико-математический, медицинский, ветеринарный и
рабфак. Здесь училось 2 тыс. 316 студентов, работали 30 профессоров,
65 преподавателей, 65 ассистентов (1).
В 1921 г. гуманитарный факультет был преобразован в факультет общественных
профессий, а затем в педагогический факультет с гуманитарным отделением,
состоявшим из циклов: исторического, словесного, философско-педагогического,
внешкольного и дошкольного. В задачи гуманитарного отделения входили:
разработка научных проблем, изучение местной истории, подготовка
педагогов. С первых лет открытия ИГУ началась научно-исследовательская
работа по отечественной истории. В первую годовщину университета,
27 октября 1919 г., декан историко-филологического факультета, профессор
В.И. Огородников выступил в "Белом доме" с докладом "Историческая
наука и университет". Он наметил задачи исторических исследований
в университете. Уже в 1920 г. профессор В.И. Огородников опубликовал
"Очерк истории Сибири", в котором представил обзор положения
народов и народностей региона с XVII в. С 1921 г. начал выходить
сборник научных трудов историков, где появились публикации В.И.
Огородникова, Б.Г. Кубалова, Б.Э. Петри. Эти материалы использовались
в учебном процессе.
В августе 1923 г. на экстренном заседании правления ИГУ педагогический
факультет было решено реорганизовать. Факультет предполагалось сделать
единым, без подразделений. Специализация должна была начинаться
на последнем курсе. Таким образом, большевистская власть стремилась
готовить будущих историков-педагогов в духе марксистской идеологии.
Студенты должны были получать широкое общее образование, необходимое
учителю, хорошо знать педагогику и организацию учебного процесса,
представлять себе современный этап развития советского общества
и основы государственной политики партии. Изучению социалистического
этапа общества отводилось особое внимание в ущерб дореволюционной
истории. Большое внимание уделялось таким дисциплинам, как исторический
материализм, политическая экономия. Крен в преподавании все более
смещался в сферу обществоведения, в рамках которого история становилась
подчиненной наукой.
Отбор абитуриентов также все более подчинялся социальному признаку.
По декрету СНК РСФСР (1920 г.) следовало готовить преподавателей
общественных наук преимущественно из рабочей партийной молодежи.
Путь к высшему образованию, в особенности гуманитарному, закрывался
для детей "бывших" из семей "буржуазных интеллигентов",
т.е. наиболее подготовленной категории молодежи. Для рабоче-крестьянской
молодежи открывали рабфаки, которые в среде старой интеллигенции
называли "пожарной лестницей" к высшему образованию.
Нелегкие времена переживала в тот период и историческая наука, находившаяся
в состоянии методологического кризиса, поиска новых подходов, новых
объектов исследования. В почете оказывались непопулярные ранее проблемы
политической борьбы, народных движений, революций, истории общественно-политической
жизни, особенно леворадикальных направлений. Группа историков-марксистов
во главе с профессором М.Н.Покровским осуществляла идеологический
прессинг по отношению к другим ученым. Обращение историков старой
формации к марксизму было медленным и болезненным, но марксистские
идеи постепенно вынужденно включались в процесс творческих поисков.
Закрытие и упразднение в 1921 г. по постановлению СНК историко-филологических
факультетов, крен в сферу марксистского обществоведения (факультетов
общественных наук) вкупе с методологическим кризисом исторической
науки нанес особенно сильный удар по только что формирующимся сибирским
университетам, задержал интеллектуальное развитие сибирского региона.
Одновременно в вузовской среде формировалась "красная профессура",
проводившая в жизнь революционный нигилизм, свойственный политике
большевистской партии. Все это тормозило развитие исследования отечественной
истории. Наряду с вузовскими центрами исторической науки создаются
новые научные учреждения, которые соответствовали идеологическим
воззрениям правящей партии - сеть истпартов (всего по стране было
создано около 100 таких центров). В 1921 г. были образованы Сибистпарт
и Сибархив. Эти учреждения должны были собирать и публиковать документы
по истории революции и гражданской войны. Одновременно выходит журнал
"Пролетарская революция". Существенно увеличивается историко-партийная
тематика в общем объеме исследований по отечественной истории и
даже в краеведческой сфере (2).
Истпарты привлекали ведущих историков к своей работе, организации
музеев, публикации тематических сборников.
В 1925 г. началось издание Большой советской энциклопедии. Это дало
толчок для подготовки региональных энциклопедий. Сибкрайиздат, который
возглавлял М.М. Басов, один из основателей журнала "Сибирские
огни", принял решение начать работу по изданию Сибирской советской
энциклопедии (ССЭ). Сибкрайком ВКП (б) утвердил состав редакции:
М.М. Басов, его заместитель - историк А.А. Ансон, Г.И. Черемных,
ученый секретарь П.К. Казаринов, В.Д. Вегман, профессора М.К. Азадовский,
В.Г. Болдырев, Н.Д. Бушмакин и др. Всего было привлечено 100 специалистов
из Сибири. Авторский коллектив первого тома насчитывал 500 человек.
Он вышел в 1929 г. (буквы А-Ж) тиражом 8 тыс. экз., второй - (буквы
З-К) - в 1931 г., третий (буквы Л-Н) - в 1933 г. Работа приостановилась,
когда дошли до буквы "С" ("Сталин в Сибири"),
затем прекратилась вообще. К 1937 г. редакция распалась, некоторые
члены редакции были репрессированы (3).
Сибирская советская энциклопедия готовилась в период господства
марксистской методологии, в ней немало тенденциозных статей. Однако
впечатляет богатство ее фактического материала. Здесь представлено
много интересных биографических статей, материалов по исторической
географии и другим проблемам обширного региона. Активное участие
в подготовке этого издания приняли историки и ученые Иркутского
госуниверситета.
На волне монополизации научной мысли и общественного сознания, укрепления
режима И.Сталина была свернута подготовка историков-педагогов. Это
ускорило уход из вузовской среды старой профессуры, замедлило формирование
исторической школы. Происходило "размывание" кадров и
их классовая идеологизация. С 1930 г. педагогический факультет ИГУ
был преобразован в Иркутский педагогический институт, где было открыто
историко-экономическое отделение. Обучение историков в ИГУ прекратилась.
В такой ситуации говорить о систематической, плановой и разносторонней
научной работе и исследовании отечественной истории трудно. Историки
осуществляли лишь локальные научные исследования, занимались краеведческой
работой, педагогической деятельностью.
В 1934 г. вышло известное постановление "О преподавании гражданской
истории в школах СССР". В нем было признано неудовлетворительное
состояние преподавания истории, необходимость разработки новых учебников,
расширения сети исторических учебных заведений, аспирантуры. В школах
вводился курс всеобщей истории и истории СССР. Был инициирован процесс
написания школьных учебников по истории. М.А.Гудошников, работавший
в этот период в Иркутском педагогическом институте, подготовил на
всесоюзный конкурс школьный учебник по истории СССР для 3-4 классов.
Из 46 представленных со всей страны учебников он получил поощрительную
премию - 5 тыс. рублей. Заметим, что такой же премией были отмечены
учебники, написанные известными историками страны И.И. Минцем, А.М.
Панкратовой, М.В. Нечкиной. На первый взгляд, в историческом образовании
наметился позитивный поворот. Однако, начиная с 1936 г., историки-педагоги
стали испытывать на себе последствия государственной политики, связанной
со сталинскими репрессиями. Это коснулось, как мы уже отметили,
редакционного состава Сибирской советской энциклопедии. Были арестованы
иркутские историки М.А. Гудошников, Ф.А. Кудрявцев. Погибли в тюрьме
и лагерях Б.Э. Петри, Н.Н. Козьмин, В.И. Огородников. Главным "ориентиром"
на долгие годы для историков стал "Краткий курс истории ВКП
(б)".
Позитивными, в известной степени, для историков на этом фоне стали
решения власти по перестройке исторического образования и научно-исследовательского
процесса в центре и на местах. С 1939 г. партийные архивы передавались
в ведение обкомов, крайкомов партии. Сибистпарт упразднялся. Создавались
новые центры исторической науки: Институт истории АН СССР, Высшая
партийная школа, а на местах, в том числе в Иркутске, зональная
партшкола, Академия общественных наук при ЦК ВКП (б). Формируется
единая система планирования и координации исторических исследований,
имевшая целью централизованно направлять и контролировать научный
процесс. Наконец, в 1940 г. возобновляется деятельность историко-филологических
факультетов в университетах, в том числе в Томске (ТГУ) и Иркутске
(ИГУ). В это же время вышли постановления "О создании истории
гражданской войны", о написании "Истории фабрик и заводов",
которые расширяли научный поиск, но требовали строго придерживаться
марксистских схем и выводов.
В формировании кадрового потенциала историко-филологического факультета
ИГУ в этот период наблюдалась своеобразная ситуация. На университетскую
кафедру вернулись ученики старой дореволюционной школы уже зрелые
преподаватели Ф.А. Кудрявцев, обогативший свои разносторонние знания
архивной службой; С.В. Шостакович, историк-энциклопедист; М.А. Гудошников,
совсем не ортодоксальный выпускник института красной профессуры;
Л.А. Петров, философ, выпускник МГУ. С другой стороны, в университет
пришли историки П.Х. Гребнев, А.Г. Солодянкин, выпускники Иркутского
педагогического института, выходцы из рабоче-крестьянской молодежи.
При таком кадровом подходе лишь отчасти сохранялась преемственность
принципов прежней школы в преподавании истории СССР и всеобщей истории.
С другой стороны, преподавательскую и научную среду все активнее
пополняли убежденные представители пролетарской идеологии, преуспевающие
в чтении марксизма-ленинизма. Прибывшие в первые годы войны в ИГУ
на наш факультет профессора С.Я. Лурье, И.И. Белякевич явно усилили
потенциал русской исторической школы, научный уровень преподавания
и изучения отечественной и зарубежной истории. Не случайно об этой
профессуре остались хорошие устные и письменные отзывы. Классические
историографические принципы основательно восприняли и сохранили
тогдашние студенты В.Т. Агалаков, И.И. Кузнецов, В.П. Трушкин, ставшие
впоследствии известными сибирскими учеными. Таким образом, преподаватели
военной поры сохраняли преемственность классической исторической
школы (хотя и в модифицированном варианте), заложили молодым кадрам
прочные навыки научно-исследовательской работы с источниками и литературой,
позволившие будущим исследователям решать самые сложные вопросы
познания отечественной и мировой истории.
Великая Отечественная война стала очередным этапом в становлении
исторического образования и исследовании отечественной истории.
Идеологическая ситуация для историков была не намного легче, но
она несколько скорректировала образовательные и исследовательские
задачи. Историки выполняли большую общественно-политическую работу,
обусловленную военной обстановкой. В исторической сфере произошел
поворот, связанный с изменением идеологической парадигмы - от идеи
пролетарского интернационализма к идеям советского патриотизма,
государственности и державности (4).
На факультете в это время действовало две кафедры: истории СССР
и всеобщей истории. До 1956 г. кафедрой истории СССР заведовал доцент
М.А.Гудошников, а с 1956 до октября 1969 г. профессор Ф.А.Кудрявцев.
Кафедру всеобщей истории долгие годы возглавлял С.В.Шостакович -
историк и юрист, специалист по истории международных отношений.
С 1942 г. в университете начал действовать Совет по защите кандидатских
диссертаций по истории. Он же координировал научно-исследовательскую
работу историков.
В годы Великой Отечественной войны историками ИГУ разрабатывались
вопросы по военно-исторической тематике, анализировалась сущность
фашизма. Студенты и преподаватели жили впроголодь. По воспоминаниям
И.И.Кузнецова и В.П.Трушкина, хлеба студентам полагалось по 400
г в сутки. В студенческой столовой по карточкам давали тарелку ржаных
постных галушек на завтрак, обед и ужин. Ведерко картошки было не
купить и за 100 рублей (для сравнения: месячная зарплата рабочего
составляла 400-500 рублей). Но студенты и преподаватели терпеливо
переносили тяготы и лишения, зная, что на фронте гораздо труднее.
Победный 1945 год стал едва ли не поворотным в сознании советских
людей. Студенты и преподаватели, выезжавшие в сельские районы Приангарья,
с удивлением слушали разговоры крестьян о якобы скором роспуске
колхозов (ведь распустили Коминтерн). Духовная атмосфера университетской
среды была наполнена позитивными ожиданиями. Ее подпитывали вернувшиеся
в студенческую и преподавательскую среду демобилизованные фронтовики,
знавшие настоящую цену жизни, победы, свободы. Опосредованно это
влияло на учебный и исследовательский процесс: заметно было усиление
тяги к познанию, готовность к расширению и углублению тематики исторических
исследований. В то же время после окончания войны историческое образование
и наука подверглись едва ли не более жесткому идеологическому контролю,
чем в 1930-е годы. Историки вынуждены были наращивать усилия в изучении
революционного процесса. События первой русской революции стали
предметом исследования В.И. Дулова, Ф.А. Кудрявцева, истории гражданской
войны - М.А. Гудошникова. С другой стороны, в этих непростых условиях
удавалось сохранять и даже развивать традиционные для отечественной
истории дореволюционные направления исследования. Это касалось темы
изучения истории городов Сибири ХVII-ХХ вв. Ф.А. Кудрявцев совместно
с Е. Силиным и Г. Вендрихом подготовили книгу об Иркутске, выдержавшую
два издания. Ф.А. Кудрявцев стал автором двухтомной "Истории
Бурятской АССР" (Улан-Удэ, т.1, 1951 г.; т.2, 1959 г.). Он
продолжал глубоко и основательно заниматься изучением социально-экономической
истории Сибири XVII-XIX вв., закладывая и наращивая фундаментальные
основы будущей научной иркутской исторической школы. Кафедра истории
СССР Иркутского госуниверситета становится одним из центров изучения
истории капитализма в Сибири. В этом смысле, на наш взгляд, научный
авторитет профессора Ф.А. Кудрявцева с его широким исследовательским
диапазоном на данном этапе являлся неоспоримым. Это признавал и
известный ученый Сибири профессор И.М. Разгон (Томский университет),
сосредоточившийся в силу политических причин на исследовании предпосылок
революции и гражданской войны в регионе. Так или иначе, в начале
1950-х гг. кафедры истории СССР Томского и Иркутского госуниверситетов
становятся основными центрами изучения отечественной истории в Сибири.
На это указывал профессор И.М.Разгон в докладе, который он сделал
в 1954 г. в Институте истории АН СССР "К вопросу о судьбах
Сибири в конце ХIХ - начале ХХ вв."
Начавшаяся после ХХ съезда КПСС "оттепель" при всей ее
кратковременности создала позитивные условия для историков. Она
открыла очередной этап развития исторического образования и исследовательского
процесса в отечественной истории. Существенно облегчился доступ
к архивным источникам, увеличивалось издание документов, выходят
новые исторические журналы, расширяется тематика научных исследований.
Сибири в планах советского государства 1950-1980-х годов отводилась
важнейшая роль не только как сырьевого края, но и региона с быстро
развивающимися производительными силами. Резко возрастала роль отраслевой
и вузовской науки, в том числе гуманитарной. В 1957 г. было принято
правительственное решение о создании Сибирского отделения АН СССР.
Из Москвы и Ленинграда, Иркутска и Томска в отделение прибывали
молодые перспективные ученые, мечтавшие прирастить могущество Сибири
гуманитарными знаниями. ИГУ направил в Новосибирск своих способных
выпускников-историков, будущих известных профессоров И.И. Комогорцева,
В.В. Алексеева. В гуманитарных планах СО АН СССР ставилась задача
- развернуть исследования истории, философии, филологии (в 1966
г. был создан Институт ИИФ, руководитель - академик А.П. Окладников).
К этой работе активно подключались вузовские историки, в том числе
из ИГУ (5).
В 1960 г. состоялась первая Всесибирская конференция историков.
Было принято решение - создать многотомную "Историю Сибири".
От нашего факультета в авторский коллектив и редколлегию вошли историки
В.Т. Агалаков, И.И. Кузнецов, Б.С. Санжиев, С.Ф. Коваль. Свои материалы
также представили М.П. Аксенов, Г.И. Медведев. В рецензировании
и обсуждении вариантов томов участвовали С.В. Шостакович, М.К. Одинцова
и др. Работа над коллективными и фундаментальными трудами по истории
Сибири, истории рабочего класса и крестьянства Сибири способствовала
дальнейшему научному росту историков ИГУ. Свою позитивную роль в
этом сыграло образование в 1967 г. собственно исторического факультета
в университете. На образованном факультете (декан - профессор А.А.
Мухин) выстраивалась своя система преподавания учебных дисциплин,
налаживался учебный процесс, формировалась специализация. В те годы
на факультете работали известные доктора наук, профессора Ф.А. Кудрявцев,
С.В. Шостакович, Б.С. Санжиев, а затем их ученики В.Т. Агалаков,
И.И. Кузнецов. Они остались для нас примером эрудированности, добросовестного,
подвижнического отношения к истории. Их добропорядочность и скромность
являются непреходящим назиданием против самовосхваления и самолюбования
в педагогической и научной деятельности для молодых преподавателей
и ученых факультета.
Наращивала свой научный потенциал кафедра истории СССР. После профессора
Ф.А. Кудрявцева кафедру долгие годы возглавляли его ученики - профессора
И.И. Кузнецов, В.Т. Агалаков. Здесь трудились знающие специалисты,
доценты С.Ф. Коваль, Н. Овсянникова, Н.Н. Щербаков и др. С 1989
г. кафедра была преобразована в кафедру истории России (зав. каф.
- профессор Л.М. Дамешек) и кафедру современной отечественной истории
(зав. каф. - профессор В.Т. Агалаков, затем доцент В.И. Литвина,
профессора С.И. Кузнецов и Ю.А. Петрушин). Две родственные кафедры
продолжали активно заниматься изучением проблематики по отечественной
истории. Кафедры выступают головными научными подразделениями по
экспертизе монографий и диссертаций соискателей и аспирантов при
Иркутском межрегиональном специализированном Совете по защите докторских
диссертаций. Неоспорим научный потенциал и известный в регионе авторитет
кафедр истории России и современной отечественной истории исторического
факультета ИГУ в исследовании отечественной истории в Восточно-Сибирском
регионе, подготовке кадров, в исполнении фундаментальных и грантовых
проектов, издании монографий и сборников научных работ. Кафедры
по праву выступают центром исторического образования и науки в Восточной
Сибири.
В конце 1960 - начале 1970-х годов на факультете при кафедре истории
СССР была создана лаборатория истории и этнографии Восточной Сибири.
Под руководством доцента С.Ф. Коваля ее сотрудниками при участии
студентов ежегодно проводились историко-этнографические экспедиции.
За годы существования лаборатории был собран огромный документальный
материал: воспоминания, письма, фотографии по истории Приангарья
ХIХ-ХХ вв. На основе обработанного материала были подготовлены сборники
и монографии по истории городов и сел нашего края, написана фундаментальная
работа по истории г. Иркутска. В этой работе принимали участие ведущие
преподаватели и ученые факультета: профессор В.П. Олтаржевский,
доценты В.П. Шахеров, М.П. Труфанов, Т.А. Перцева, Л.В. Шапова,
Г.В. Оглезнева, Л.Г. Олтаржевская и др. По существу, эти способные
исследователи одними из первых накапливали и осмысливали огромный
объективный и интереснейший фактический материал повседневной истории.
Не случайно, в последние годы эти знания были активно востребованы
в свете новых методологических подходов изучения отечественной истории.
Эти материалы, на наш взгляд, дали возможность исследователям поддерживать
высокую планку научного изучения и преподавания истории России на
факультете и в регионе. В дальнейшем лаборатория стала ядром Центра
паспортизации памятников истории и культуры Иркутской области. В
настоящее время эта работа свернута, материалы лаборатории переданы
музею г. Иркутска. Но они остаются недостаточно изученными и ждут
своего вдумчивого исследователя.
Образование в 1969 г. на факультете кафедры истории КПСС и партийного
строительства под руководством авторитетного профессора Б.С. Санжиева
также имело смысл смягчить догматизм, ортодоксальность в преподавании
истории партии, так присущий обществоведческим кафедрам того периода,
оторванным от гуманитарных факультетов, магистральных направлений
изучения исторического процесса. Не случайно, представители этой
кафедры органично вошли в учебный и научный процесс факультета (И.Г.
Чижов, И.Г. Семин и др.). Благодаря открытию специальности по истории
партии факультет получил дополнительно 25 бюджетных студенческих
мест (такая специальность была открыта и в Томском университете).
Преподаватели кафедры в течение 10 лет осуществляли непростую деканскую
деятельность (П.Х. Гребнев, В.М. Андреев, зам. декана А.Л. Хантуев).
Представители кафедры истории КПСС многие годы являлись членами
специализированного Совета по защите диссертаций, активно помогали
университету в становлении гражданских историков (Б.С. Санжиев,
М.И. Капустин, А.Н. Зыков, П.Х. Гребнев, В.М. Андреев). После упразднения
кафедры ее бывшие сотрудники не потерялись на факультете, сумели
вписаться в его многогранную жизнь и научное творчество.
На историческом факультете также был открыт и специализированный
Совет по защите кандидатских диссертаций по истории СССР и истории
КПСС (председатель - профессор С.В. Шостакович, затем профессор
Б.С. Санжиев). Наличие достаточного количества докторов наук позволило
в 1976 г. сформировать при ИГУ Совет по защите докторских диссертаций
по истории КПСС, а с 1979 г. - по истории СССР. На кафедрах отечественной
истории факультета активно действовала аспирантура по подготовке
научно-педагогических кадров. В аспирантуру по истории при ИГУ поступали
не только выпускники нашего факультета, но и вузов Иркутска, Улан-Удэ,
Красноярска, Кызыла, Читы, Хабаровска, Братска. Заметим, что исторический
факультет ИГУ являлся центром притяжения историков Иркутского педагогического
института. В ИГУ провели свои студенческие годы, преподавали и работали
в Совете по защите диссертаций видные специалисты профессора В.Г.
Тюкавкин, С.Ф. Хроленок, Б.Д. Пак, В.И. Дулов, затем профессора
З.И. Рабецкая, Л.В. Занданова. Из этого вуза пришли на факультет
и реализовали свои творческие возможности будущие известные доктора
наук, профессора В.В. Яровой, Л.М. Дамешек. Таким образом, в 1960-1970-е
годы на факультете в целом сформировалась организационная структура
непрерывной подготовки кадров высшей квалификации - важнейший признак
научной исторической школы.
Совместная деятельность историков региона по написанию истории Сибири
сблизила их. Особенно заметным стало сотрудничество иркутских историков
с исследователями Бурятии Е.Е. Тармахановым, Б.Б. Батуевым, Д.Б.
Улымжиевым, М.Н. Халбаевым, Ш.Б. Чимитдоржиевым и др. Эти специалисты
долгие годы работали в составе специализированного Совета при ИГУ.
Вместе с красноярскими историками, профессорами В.П. Сафроновым,
Ю.П. Журовым, Н.С. Шиловым, В.В. Гришаевым, профессором В. Балицким
из Хабаровска они участвовали в подготовке кадров историков высшей
квалификации для вузов Сибири. Исторический факультет ИГУ стал авторитетным
центром подготовки научных кадров в Восточной Сибири. Окончить аспирантуру
при ИГУ, защитить кандидатскую диссертацию по истории в Иркутском
Совете считалось и остается престижным, особенно для иногородних
соискателей. Здесь окончили аспирантуру и защитили диссертации член-корр.
РАН Б.В. Базаров, профессора Л.В. Курас, Ч.Г. Андреев, Л.В. Зайцева
и др.
В 1970-1980-е гг. существенно возрастает объем научной продукции
историков ИГУ, четко обозначаются фундаментальные направления исследовательского
поиска. Научный процесс приобретает черты комплексности и системности,
он отличается глубоким и критичным отношением к анализу источников,
высокой историографической культурой, что характерно только для
зрелой исторической школы. Несмотря на довлеющие стереотипы марксистской
методологии, опытные исследователи и молодое поколение историков
активно работали по ряду актуальных направлений отечественной истории.
Традиционно классическое направление отечественной истории состояло
в изучении истории Сибири XVII-XIX вв. Оно продолжало развиваться
при активном участии профессора Ф.А. Кудрявцева. Многолетнее изучение
доцентом А.В. Дуловым роли географической среды в истории России
периода феодализма завершилось его фундаментальной монографией и
защитой докторской диссертации (1985). В октябре 1987 г. защитил
докторскую диссертацию ученик Ф.А. Кудрявцева Л.М. Дамешек на тему:
"Политика Российского самодержавия в отношении народов Сибири
в эпоху капитализма (1861-1917 гг.)". Диапазон его исследований
охватывает огромный период - конец XVII - начало ХХ века. В последние
годы он вышел на качественно новый уровень изучения истории Сибири,
отличающийся оригинальным видением инкорпорации Сибири в состав
России в XVII - начале ХХ века. Публикация цикла работ Л.М. Дамешека,
объединенных серией "Россия Азиатская", дает существенное
приращение исторической науки новыми знаниями, полученными на основе
современной методологии научного поиска. Профессор Л.М. Дамешек
имеет свою школу изучения темы, в которой несколько десятков учеников,
кандидатов и докторов наук. Солидные научные публикации в этом направлении
имеет доцент В.П. Шахеров, хорошо известный в регионе специалист
по истории Сибири XVIII-XIX вв., работающий над завершением докторской
диссертации.
К этому направлению примыкает, на наш взгляд, исследование истории
советского общества, заложенное доцентом М.А. Гудошниковым, развитое
профессорами В.Т. Агалаковым, И.И. Кузнецовым, Б.С. Санжиевым. По
существу мы не вправе разрывать исторически сложившуюся ткань сибирского
общества XVII-ХХI веков. Это единый процесс отечественной истории,
"разорванный" советской идеологией, приоритетом которой
был классовый принцип, а не принципы историзма и научности. Неслучайно
не ослабевает интерес молодых исследователей к проблемам революции
и гражданской войны в Сибири, вопросам формирования новой власти
и управления, а труды М.А. Гудошникова, В.Т. Агалакова востребованы
и сегодня. С этой точки зрения предметом изучения отечественной
истории на современном этапе выступает цельная тема "Власть
и общество" на примере сибирской реальности, берущая свое начало
далеко в дореволюционной истории и продолжающаяся в ХХI веке. Актуальные
социально-политические процессы современного общества являются предметом
изучения и преподавания доцента О.Л. Воронина и его учеников.
В исследовании этой тематики важное место занимает история войн,
военных конфликтов, деятельность полководцев, жизнь сибирского тыла
в годы Великой Отечественной войны. Эту тематику в учебном и научном
процессе на факультете долгие годы осуществляли профессор И.И. Кузнецов
и доцент Н.К. Струк. Трудно переоценить научное творчество профессора
И.И. Кузнецова и его многочисленных учеников. Десятки книг, сотни
его статей стали предметом специального диссертационного исследования,
как и профессора Ф.А. Кудрявцева.
Одновременно продолжалось изучение на факультете традиционно разработанной
темы политической ссылки и освободительного движения в крае. У ее
истоков, по мнению профессора Н.Н. Щербакова, стояли, наряду с Б.Г.
Кубаловым, профессора Ф.А. Кудрявцев, С.В. Шостакович и В.И. Дулов.
Доцент С.Ф. Коваль, занимавшийся изучением роли декабристов в Восточной
Сибири, опубликовал ряд статей и монографий по теме. Он был автором
идеи издания многотомной серии "Полярная звезда", долгие
годы являлся заместителем главного редактора этой серии. Эту работу
сегодня продолжает ученица С.Ф. Коваля доцент Т.А. Перцева, ведущий
специалист по истории декабристов в регионе.
Органично вписались в эту тематику профессора Н.Н. Щербаков и Б.С.
Шостакович. Н.Н. Щербаков избрал своим главным делом научного поиска
историю политической ссылки в Сибирь второй половины ХIХ - начала
ХХ века. Б.С. Шостакович без малого 40 лет изучает "сибирско-польскую"
историю и ее важнейшую составляющую - историю политической ссылки
поляков в Сибирь. Н.Н. Щербаков, не смотря на довлеющее влияние
марксистской методологии, всегда придерживался новаторских оценок
и выводов на многие вопросы политической ссылки в Сибирь. Б.С. Шостакович
в последние десять лет впервые обосновал и сформулировал идею необходимости
комплексного научного осмысления истории политической ссылки в Сибирь,
включая изучение репрессивной политики Советского государства. С
этой целью в Иркутском университете образован центр по изучению
комплексной истории политической ссылки в Сибирь досоветского и
советского периодов.
В изучении истории сибирской политической ссылки особое место занимали
народники. Важно, что диссертация и научные труды доцента В.М. Андреева
стали заметным вкладом в изучение народнической ссылки, "закрыли"
научную лакуну этого направления сибирской историографии. Многочисленные
ученики Н.Н. Щербакова продолжают исследование этой темы. Выход
в свет монографии и защита докторской диссертации А.А. Иванова по
историографии политической ссылки в Сибирь свидетельствуют о сложившейся
авторитетной школе по изучению этой тематики, ее высоком научном
уровне. Историографическое "увенчание" темы позволяет
подвести предварительные итоги исследовательского процесса, увидеть
ее перспективы, продолжать проблемное изучение предмета на научной
основе, избегать мелкотемья и стихийности.
Конец 1980 - начало 1990-х годов ознаменовались коренными изменениями
в жизни российского общества. Эти изменения основательно перестроили
систему образования, историческую науку. Начался процесс свободного
переосмысления исторического процесса, отечественной истории, новой
расстановки акцентов в исследованиях, открылся доступ к новым источникам
и публикациям, в том числе зарубежным. Прекращение идеологического
контроля над педагогическим процессом и научным поиском благотворно
сказалось на историческом образовании. Свой вклад в этот процесс
внесли деканы, профессора В.П. Олтаржевский и Ю.С. Пархоменко. Все
это позитивно сказалось на историческом факультете Иркутского госуниверситета
- классическом университете России.
В условиях свободы, плюрализма подходов и мнений возникли благоприятные
предпосылки для успешного развития на факультете исследований по
проблемам источниковедения, историографии и методологии науки. Постепенно
преодолевается вакуум в сфере методологии, историографии и мировоззрения.
В учебный процесс прочно вошли базовые дисциплины: источниковедение
(доцент А.В. Костров), историография (профессор А.С. Маджаров),
теория и методология истории (профессор Ю.А. Петрушин). Эти исследователи
защитили диссертации по весьма редкой специальности 07.00.09. -
источниковедение, историография и методы исторического исследования.
Можно сказать, что на факультете формируется новое перспективное
направление - убедительный показатель высокого уровня научной исторической
школы Иркутского университета. Историографическое направление рождается
только на основе широко изученной и зрелой эмпирической истории,
кадры которой способны осмысливать и теоретически обобщать огромный
исторический материал. До недавнего времени в Сибири была известна
только историографическая школа Томского университета.
К сожалению, в учебных планах, разрабатываемых министерством, урезаются
часы по этим и другим теоретико-методологическим предметам. В итоге,
заметно снижается интерес студентов к теории истории. Не случайно,
молодежь к данной проблематике относится зачастую негативно. Например,
раздел "историография и методология исследования" в курсовых,
дипломных и диссертационных работах превращается едва ли не в простую
формальность.
За последние 10-15 лет на факультете обеспечена большая творческая
свобода преподавателей и студентов (деканы, профессора С.И. Кузнецов,
Е.И. Лиштованный). Явлением времени стала вариативность образовательных
программ, форм обучения, учебных и методических материалов, дифференциация
моделей преподавания и обучения. С недавних пор благополучно пылятся
на складах наши некогда добрые помощницы - печатные машинки. Сегодня
историки не мыслят себе жизнь без компьютеров и Интернета. Современный
динамичный период отчетливо высветил тенденцию к интенсивному пути
развития образования и научных исследований, нарастанию интеграционных
процессов в познании исторического процесса кафедрами отечественной
и мировой истории. Это тот фон, на котором, видимо, будет развиваться
исторический факультет, основной задачей которого остается подготовка
преподавателей истории для средних и высших учебных заведений.
На факультете за эти годы случился ожидаемый "кадровый взрыв",
о котором еще в 1980-е годы говорил сомневающимся коллегам зам.
декана по науке, доцент В.В. Свинин. 16 человек на факультете стали
докторами наук, профессорами, сейчас их осталось 10. В их числе
"Заслуженные деятели науки России" профессора Г.И. Медведев,
Л.М. Дамешек, Почетные работники высшей школы В.П.Олтаржевский,
Б.С. Шостакович, доцент В.И. Литвина. Они вместе с 20 кандидатами
наук, доцентами всех кафедр осуществляют высокий уровень преподавания
и научный процесс на факультете. Знающими специалистами являются
лаборантский и учебно-вспомогательный состав факультета: "Почетный
работник высшего профессионального образования" А.М. Кошкина,
Л.М. Тарабанко, О.В. Сиротенко, Н.А. Дадонова, М.В. Маякова, С.А.
Шаламова, С.В. Заграфский.
Кафедрам отечественной истории, сотрудникам факультета удалось сохранить
и обеспечить дальнейшее развитие традиций предметной подготовки
историков, фундаментальные научные основы содержания преподаваемых
курсов. Сегодня обучение на факультете ведется по двум специальностям:
"История" и "Международные отношения". Функционирует
дневное и заочное обучение. Долгие годы заочное отделение возглавляли
неутомимые наставники Л.Ф. Белокрылова и Л.В. Носанова. Сейчас эту
работу выполняет методист Т.В. Шляхова. На факультете по-прежнему
сохраняется свободолюбивый дух и новаторство, заложенные нашими
старшими учителями еще в первые годы образования университета и
факультета.
Ученые и преподаватели всех кафедр факультета активно участвуют
в разработке программ федерального значения, реализуют грантовые
проекты, готовят монографии, статьи, учебно-методические издания.
Исторический факультет Иркутского госуниверситета уверенно сохраняет
свои позиции как один из ведущих образовательных и научных центров
Восточной Сибири.
_____________________
Примечания
1. Иркутский
государственный университет 1918-1998: Хроника событий. - Иркутск:
ИГУ, 1998. - С. 28.
2. "Пролетарская революция" (1921-1941) - первый советский
исторический журнал, орган Истпарта. Партархив издавал два журнала
"Красный архив" (1922-1941) и "Архивное дело"
(1923-1941). Кроме этого, выходили журналы "Каторга и ссылка"
(1921-1935), "Коммунистическая революция" (1920-1935),
"Спутник коммуниста" (1921-1930), "Вестник социалистической
академии" (1922-1935) и др. В 1920-х гг. Сибистпарт публиковал
свои материалы в журналах "Просвещение Сибири", "Северная
Азия", "Творчество". С 1922 г. начал выходить журнал
"Сибирские огни", публиковавший исторические материалы.
3. См.: Роковая буква // Земля Сибирь. - 1991. - № 0.
4. См.: Историческая наука и образование на рубеже веков: сб. статей
/ сост. А.А.Данилов. М.: Собрание, 2004. - С. 21.
5. Кудрявцев Ф.А., Свинин В.В. Изучение истории Сибири в Иркутской
области за годы Советской власти // Вопросы истории Сибири / учен.
зап., вып. 4, ч. 1. - Иркутск, 1971. - С. 3-18; Кузнецов И.И., Агалаков
В.Т. Исследования по отечественной истории в Иркутском государственном
университете // Гуманитарные исследования в Сибири: итоги и перспективы.
- Новосибирск, 1984. - С. 72-78.
|